Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Климчук
Внимание к Грузии со стороны российского наблюдателя не ослабевает. Причиной тому и тесные культурно-исторические связи, и география, и политика, а в последнее время и уникальные реформы. Поначалу про перемены у соседей практически не говорилось, но интерес стал нарастать. Как говорил Жванецкий, «оттого, что об этом не говорят, ощущение, что там рай». С некоторых пор тема грузинских реформ перестала быть табуированной. И когда факт успешного реформирования, например, той же грузинской полиции стало невозможным отрицать, стал возвращаться неоимперский снобистский подход, мол, как это так, как это мы будем у этой «фитюльки», по выражению тогда еще президента Медведева, учиться!? Теперь часто можно слышать, что грузинский эксперимент не удался, что все возвращается на круги своя: полевение, торможение, неизбежный популизм, притеснение оппозиции, ну, а за этим и коррупция восстановится, и бюрократией все обрастет.
Оставляя в стороне рассуждения, во что может трансформироваться то, что там сейчас происходит, хотя тема и небезынтересная, все-таки стоит отдавать себе отчет в том, что сделанное уже работает, и вне зависимости от того, куда качнется маятник, успешные реформы – уже свершившийся факт. Поэтому нам по-прежнему есть что обсуждать, анализировать, пытаться перенимать. И до тех пор, пока мы не повторим или не превзойдем Грузию по многим параметрам, о грузинских реформах стоит продолжать говорить. Например, о реформе полиции сказано уже достаточно много. Но ее претворение в России сопряжено с действительно тектоническими сдвигами, на которые в ближайшее время точно никто не решится. И поэтому ее обсуждение носит скорее теоретический характер. А вот о реформе государственного обслуживания, мне кажется, можно поговорить более предметно.
Грузия уже стала синонимом борьбы с коррупцией в государственных сервисах. Об этом свидетельствуют и опросы общественного мнения: 99% населения Грузии не сталкивались с фактом взяточничества за прошедший год, согласно исследованиям «Евробарометра», по данным «Трансперенси Интернешнл», 78% населения Грузии считают, что коррупция существенно сократилась за последние три года. Это же подтверждают позиции Грузии в соответствующих международных рейтингах: 16-е место по легкости ведения бизнеса в мире, первое место в рейтинге ЕБРР по выдаче государственных документов. О простоте и комфорте взаимодействия гражданина с государством говорит каждый, кто приезжает в Грузию. Что же все-таки там было сделано? И можно ли это повторить в России?
В грузинском министерстве юстиции решили упростить жизнь населения путем снятия ненужных бюрократических процедур на пути получения элементарных государственных услуг. Решили и сделали. На сегодняшний момент реформа проходит уже далеко не первый этап. Если сначала требовалось побороть коррупцию, то затем встала задача сокращения необходимой документации, а сейчас речь идет о минимизации взаимодействия, об объединении всех возможных служб в одном географическом и виртуальном пространстве.
В мае 2011 года в Батуми открылся первый так называемый Дом юстиции, который объединил около 250 различных государственных услуг. Сейчас таких учреждений в Грузии шесть, к концу года их должно стать пятнадцать. Все они объединены не только единым оформлением, но и единой концепцией: посетитель – не проситель, а гражданин, по праву получающий услугу от государства. Это взаимодействие должно быть предельно простым. Зачем приносить какие-то документы для получения удостоверения личности, если у каждого гражданина есть персональный код, под которым собрана вся необходимая информация? Зачем требовать каких-то справок, если оператор видит всю эту информацию? Не хотите приходить в офис для получения паспорта? И это возможно. Фотография есть в базе данных, а для сбора отпечатков пальцев персонал Дома юстиции может сам подъехать в необходимое место в необходимое время. Да, это стоит дополнительных денег. Но ставка известна и составляет она 100 лари (около $60).
Зачем создавать несколько, пусть и успешно работающих, центров по принципу «одного окна», если можно объединить все под одной крышей: и выписку справок, и регистрацию недвижимости, и получения номеров на машину (в ближайшем времени будет возможно и это, когда откроется Дом юстиции в Тбилиси в сентябре этого года), и получения аттестатов об образовании, и студенческой карты. Приехал на море в Батуми, а студенческую карту забыл дома, например, в Тбилиси, а по ней предлагают скидки, – не проблема, заходишь в батумский Дом юстиции, и тебе тут же выдают новую карту. Среднее время ожидания составляет сорок секунд, а среднее время предоставления услуги в зависимости от ее типа в быстром секторе (в основном получение готовых справок) – 48 секунд, в секторе предоставления длительных сервисов (в основном подача документов) – около двух минут.
Зачем заходить в здание, если справки можно получить, не выходя из машины или совмещая это с походом в кафе? Зачем вообще получать свидетельство о рождении, если вся информация содержится в единой базе данных, которой пользуются все государственные органы и которые сами находят необходимую информацию?
Можно еще долго задаваться аналогичными риторическими вопросами. Риторическими, потому что нет ответа, почему этого быть не может. Оказывается, если захотеть, то сделать можно очень многое. На это нужны большие деньги? Нет, Дома юстиции полностью себя окупают, предоставляя различные платные сервисы по ускоренному обслуживанию, которыми многие пользуются – около тридцати процентов клиентов. Это при том, что выдача основных справок (о рождении, о смерти, о регистрации брака) осуществляется бесплатно. Нужны особенные люди? Нет, нужны люди, готовые включаться в общее дело, готовые предлагать новые идеи. Западное ли образование делает людей такими? Нет, работающая система мотивации и отсутствие коррупции.
Что мешает повторить грузинский пример? Ничего, если государство нацелено на сотрудничество с гражданами, на предоставление им качественных услуг. Более того, чтобы повторить реформу упрощенного взаимодействия государства с населением не нужно ни масштабных комплексных перестановок, ни кардинального пересмотра всей системы, даже, не побоюсь этого, не нужно политической воли на самом верху. Упрощения можно начать проводить, например, в рамках одного министерства. Это легко воплотить, это не требует больших вложений, но сразу же вызывает большую поддержку, что фактически предоставляет карт-бланш на дальнейшие изменения. Теоретизируя дальше, можно предположить, что это вызовет цепную реакцию, конкуренцию среди министерств за получение одобрения среди населения. Интересы населения можно игнорировать до тех пор, пока никто этим не озаботится. Если начать шевелить систему, то реформаторская повестка дня станет неизбежностью. Если, конечно, не стоит задача сохранения подчиненности индивида системе.