В России никому не нужны деньги. Это, пожалуй, самый большой секрет русского бизнеса. Не зная его и не перестроив в соответствии с ним свой подход к делу, здесь просто-напросто невозможно эффективно работать.
Практически с самого начала у нас в «Викимарте» были деньги, чтобы платить высокие зарплаты. Мы думали: как здорово, когда есть возможность нанимать дорогих сотрудников. И как круто, когда вашим сотрудникам приятно работать в красивом и комфортном офисе. Но оказалось, что людям все это совершенно не нужно.
Они сами вам этого никогда не скажут и будут, наоборот, хвалить вас за какие-нибудь бесплатные обеды или организацию тренажерного зала с душем в офисе, или большой компенсационный пакет. Но рано или поздно вы поймете: начиная с определенной точки, чем больше вы будете платить, тем хуже люди будут работать.
Я еще ни разу не видел сотрудника, который через шесть месяцев не считал бы, что ему недоплачивают. Какая бы высокая зарплата у него ни была. Наверное, это нормальный психологический механизм, и на Западе в головах у людей происходит примерно то же самое. Но, по моим наблюдениям, в России его действие усиливается благодаря специфическому русскому менталитету.
Русские люди никогда не работают за деньги – во всяком случае, лучшие в своем деле. Они работают за идею. Думаю, это у нас в крови – мы это впитываем, пока учим историю в школе, изучаем русскую литературу, смотрим русские фильмы. Хороший сотрудник измеряет свое отношение не адекватностью вознаграждения, а тем, нравится ли ему компания и руководитель, чувствует ли он себя в ней счастливым, и есть ли смысл у того, что он делает. Русские могут работать сверхэффективно, когда видят БОЛЬШУЮ идею, и совершенно бесполезны, когда начинают трудиться просто за зарплату.
К сожалению, мы в «Викимарте» не сразу это поняли, пытаясь воспроизвести в России классические западные подходы. Мы много раз совершали одну и ту же ошибку и сильно переплачивали за людей, рассчитывая на то, что за большие деньги найдем гарантированно лучшего сотрудника. Мы думали, что хорошая зарплата хорошо мотивирует. Заканчивалось это всегда одинаково – увольнением.
Конечно, это не значит, что надо платить людям гроши или заставлять их работать в неотапливаемых бараках. Но это означает, что не стоит подменять целевую мотивацию материальной. Нельзя рассчитывать, что люди будут эффективны только потому, что вы заплатили им выше рынка. Людям в России нужен смысл, и руководитель должен инвестировать деньги и, что важнее, личное время в смысл, в цели, в миссию своей компании.
Тут, впрочем, нужно быть осторожным. Управление целями и смыслами – сложная штука. Как мы знаем из истории, многие хорошие вещи у нас создавались именно людьми, которые работали за идеи. Но не меньше и примеров того, как люди превращали жизнь в ад, прикрываясь картонными лозунгами, в которые они и сами не верили. Поэтому построение бизнеса с помощью целей и миссии в России – это настоящее минное поле. Шаг влево – потратишь деньги зря на то, что людей не мотивирует. Шаг вправо – построишь КПСС. Но по этому минному полю приходится идти, если вы хотите создать великую и эффективную компанию.
Я и сам не уверен, что знаю рецепты. Но я убежден, что руководитель должен посвящать целям и смыслам много времени – это одна из важнейших задач сильного управленца в России. Да и во всем мире самые успешные бизнесы всегда создают команды, объединенные большими целями.
Читая биографию Стива Джобса, я был искренне поражен, узнав, что из семи старших вице-президентов компании Apple шесть работают в этой компании более 10 лет. В результате общения с людьми внутри Apple мне стало понятно, что самая дорогая компания в мире смогла дать своим лидерам главное – счастье ставить и решать сверхзначимые сверхзадачи. На всех уровнях этой организации люди видят свой вклад в то продуктовое лидерство, которое демонстрирует Apple последние 5–10 лет. Все вместе и каждый в отдельности эти люди меняют мир. Адекватный человек никогда не разменяют это счастье на бесплатные обеды и дорогое кресло в компании-конкуренте.
В конечном счете мы приходим на работу не за деньгами. Как и во всем, мы ищем счастье, удовлетворение. Через цели мы определяем свою роль в этом мире, занимаем в нем свою «нишу», в них мы черпаем свою уникальность. В конечном итоге, именно так мы становимся счастливыми.
А за деньги, как известно, счастья не купишь. Что, в общем, для бизнеса совсем не плохо, особенно для такого, у которого нет лишних денег. Инвестировать в смыслы дешевле, чем в тренажеры и ланчи.