Латышские добровольцы на службе у немцев

Есть в Латвии такой занятный человек – Александр Гильман. В советское время он работал инженером, потом подался в политику, побывал депутатом рижской Думы, работал внештатным корреспондентом множества латвийских газет, а теперь на склоне лет нашел себе философскую профессию: механик рефрижераторных поездов. То есть, тот, кто многими неделями катается вместе с вагонами-холодильниками от Латвии аж до Китая через всю матушку Россию и обратно. Возможно, он и сейчас проезжает где-то мимо вас неспешной товарной скоростью. Из каждого своего путешествия Александр привозит по паре написанных им в дороге статей, которые регулярно публикует на моем портале. А я в результате пишу ответы на запросы латвийской полиции безопасности (это – наш местный КГБ), в которых как редактор подтверждаю авторство его статей.

РЕПРЕССИИ ХХ ВЕКА

Дело в том, что Александр Гильман пишет совершенно возмутительные с точки зрения латышского национального самосознания статьи. Не подумайте, там вовсе нет ни разжигания национальной розни, ни призывов к насилию или терроризму. Там есть хуже – там имеются покушения на современные латышские святыни. А именно – на официальное толкование истории. Последняя статья Александра Гильмана вызвала просто шквал самой свирепой ненависти у латышских националистов. Ее даже обсуждали на заседании в Сейме! Дело в том, что Александр Гильман кроме всего прочего еще и имеет у нас статус политрепрессированного. А политрепрессированные в Латвии – это очень почитаемые люди. Это те, кто в свое время пострадал от сталинских депортаций – был выслан из Латвии в Сибирь. Им полагаются разные льготы: бесплатный проезд, прибавка к пенсии, компенсации на оплату коммунальных услуг. А Александр – тоже пострадавший, он родился в Сибири, куда его родителей выслали в 1941 году. Каждый год 14 июня в Латвии на домах вывешивают траурные флаги в честь дня поминовения жертв сталинских депортаций. Происходят поминальные молебны, возлагаются венки к памятнику Свободы, в школах и университетах выступают престарелые жертвы этих репрессий и рассказывают молодежи про кровавые сталинские преступления. А Александр Гильман в этот святой для всех латышей день взял да и опубликовал у меня статью под названием «Мифы 14 июня». А потом еще дал пару интервью газетам и выступил по радио, где развил эту тему. Изложу суть его выступлений вкратце.

СПАСИБО ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ ЗА ДЕТСТВО

В этих своих выступлениях вместо того, чтобы в очередной раз пересказать официальную государственную версию про то, как вероломные сталинские каратели – русские и евреи – депортировали цвет латышской нации на смерть в сибирских снегах, Александр Гильман изложил свою версию. Причем из первых, так сказать, рук – как сын и внук непосредственных жертв депортаций. Во-первых, он подверг сомнению тезис, что репрессирован был именно «цвет латышской нации», сообщив, что кроме латышей в ссылку оправили массу евреев и представителей иных национальностей. И что вовсе далеко не «цвет» туда поехал – мели по большей части без разбора и особой системы. Во-вторых, он подверг сомнению официальный тезис, что этими депортациями занимались прокоммунистические русские и евреи. Он рассказал, что исполнителями этих депортаций по большей части были сами же латыши. Что уже совсем возмутительно! Представьте, во всех учебниках написано, что сталинские комиссары – русские и евреи – репрессировали несчастных латышей, а тут находится какой-то очевидец, который рассказывает, что было и наоборот, когда сталинские комиссары – латыши – репрессировали несчастных русских и евреев. Ну и третье покушение на официальные исторические святыни – про страшные ужасы сибирской ссылки. Александр Гильман рассказал, что для его родителей и множества иных родственников и знакомых ужасы сии были не столь и ужасны. Что ссыльные в Сибири нормально работали, что для военного времени были вполне себе сыты, обуты и одеты, что в ссылке женились, рожали детей, что дети их учились в школах и даже вузах… В общем, развенчал и испоганил все. И под конец добавил, что для него, еврея, эта ссылка была не репрессией, а наоборот – спасением. Поскольку те евреи, которые перед войной не были высланы в кровавую Сибирь, а остались в благословенной Латвии, погибли практически все. Причем по большей части именно от рук латышских карателей. А те евреи, которым повезло попасть в ссылку, практически все выжили, а многие там еще и народились. Например – он. Вот уж, действительно – спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство.

РЕПРЕССИИ ХХI ВЕКА

Кстати, по поводу даже самих латышей статистика говорит, что процент выживших из них в ссылке был больше, чем процент выживших из тех, кто остался в Латвии. Что из поколения латышских мужчин призывного возраста в Сибири выжили практически все, а доля погибших среди оставшихся в Латвии в этой возрастной группе была намного выше. Поскольку немцы их призвали в легион СС, который в конце войны использовали для затыкания дыр на своих фронтах – бросали под русские танки. Так что и для множества молодых латышей сибирская ссылка оказалась скорее эвакуацией. В общем, недорепрессированный в XX веке Гильман за свою нахальную статью подвергся очередным репрессиям. Теперь уже в XXI веке от «кровавого режима» страны Евросоюза – Латвии. На него возбужден уголовный процесс по Статье 74-1, которая карает за «отрицание или прославление геноцида, военных преступлений или преступлений против человечества». Официальная латвийская история сейчас написана крайне тенденциозно. Практически так же, как в свое время писалась «Краткая история ВКП(б)». Отдельным фактам там придается вселенское значение, а «ненужные», портящие картину детали явно замалчиваются. Одно время латыши даже хотели представить мировому сообществу депортации как геноцид, но вовремя передумали: мировое-то сообщество попросит реальные документы, а не учебники для средней школы. Но если этот способ исторических подчисток еще проходит в научных спорах и при составлении школьных учебников, то суд над Гильманом потребует от обвинения реальные опровергающие статью документы. А в архивах как раз полно документов, которые подтверждают статью Гильмана. Так что, если суд состоится, он будет очень интересным и прецедентным.

А ИНТЕРЕС-ТО ВПОЛНЕ ШКУРНЫЙ

И последнее: для чего же латыши так настаивают на кровавости этих самых репрессий и депортаций? Что им так неймется? Если глянуть в самый корень, то интерес обнаружится вполне шкурный. Дело в том, что вся приватизация бывшей советской собственности в начале 90-х годов прошлого века была построена на той аксиоме, что в 1940 году произошла оккупация Латвии Советским Союзом. А если была оккупация, значит, можно всех, кто прибыл в Латвию после 1940 года, объявить оккупантами и от счастливого передела советской собственности отлучить. И гражданство независимой Латвии им не предоставлять. Что и было сделано. Для оправдания этих очень некрасивых действий нужно было придумать что-то подтверждающее невыносимые страдания под пятой оккупантов. Потому, что уж очень непохоже было на оккупацию нахождение Латвии в составе СССР с 1940 по 1991 год. Ну, не бывает же так, чтобы оккупационный режим ставил во главе оккупированных стран представителей оккупированного народа. А потом еще и включал их в высшее правительство страны-оккупанта… Вот тогда и начали по-быстрому писать легенду, как в результате депортаций был истреблен «весь цвет латышской нации». А многочисленные Первые секретари ЦК КПЛ и члены Политбюро ЦК КПСС – выходцы из Латвии – дескать, отбросы общества, пострадавшего от массового изничтожения. И сейчас это – официальная версия. И вот теперь вдруг находится какой-то еврей Гильман, который говорит, что ужасы режима были не столь ужасны, и что в их организации участвовали сами латыши, а страдали от них не только латыши. Это что же теперь, поставить под сомнение кровавую оккупацию? Так ведь найдется следующий Гильман, который продолжит мысль и потребует вернуть положенную ему долю бывшей советской собственности, которую латыши промеж себя уже давно поделили.