Фото ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский
Олег Дерипаска покинул кресло генерального директора «Базового элемента», в целом удачно разобравшись со сложностями кризисного периода. За три года оперативного руководства миллиардеру удалось стабилизировать финансовое положение основных компаний холдинга, в том числе, «Группы ГАЗ» и «Главстроя». Для некоторых, таких как «Базэл Аэро», удалось даже подобрать стратегических зарубежных партнеров. Где-то, как в «Ингосстрахе», – вплотную подойти к разрешению акционерного конфликта. Теперь Дерипаска может спокойно препоручить эти компании заботам Гульжан Молдажановой и вплотную заняться своим основным активом – «Русалом».
Исторически доля в алюминиевом бизнесе составляет основу состояния Дерипаски, которое, если верить Forbes, с пикового 2008 г. сократилось более чем втрое. Вложения миллиардера в «Русал» съежились за этот период практически впятеро, несмотря на то, что Дерипаска в кризис возглавил и эту компанию, чтобы вселить в потенциальных инвесторов уверенность в преддверии IPO. Покидать этот пост он явно не собирается, что отчасти объяснимо. Почти на половину доли Дерипаски теперь уже официально претендует Михаил Черной, отношения с партнерами в лице Виктора Вексельберга обострились до предела. Рыночная ситуация, кажется, также не благоприятствует благоденствию «Русала»: резкое падение цен на алюминий привело к тому, что долговая нагрузка компании в нынешнем году вновь может существенно вырасти.
Таким образом, масштаб оставшихся у Дерипаски проблем не намного меньше, чем три года назад. Ключ к их решению, как и раньше – в эффективных переговорах, только уже не с кредиторами, а с бывшими и нынешними, мнимыми и реальными партнерами. Немногочисленные инвесторы, торгующие акциями «Русала» в Гонконге, Париже и Москве, ждут не дождутся, когда Дерипаска согласится продать долю в «Норильском никеле».
Пока Дерипаска и Потанин стояли, сцепившись в клинче, в медно-никелевом бизнесе активно обживались Алишер Усманов (с 2008 г. владеет лицензией на Удоканское медное месторождение) и Искандер Махмудов (буквально недавно обошел «Норильский никель» в споре за лицензии на Еланское и Елкинское медно-никелевые месторождения). Подобное развитие событий негативно влияет на долгосрочную инвестиционную привлекательность «Норильского никеля». Но все понимают, что Владимир Потанин неизбежно заплатит за блокирующий пакет акций своей компании хорошую премию.
Как в детской сказке, миллиардер займет в банке необходимую сумму, отдаст другому миллиардеру, тот погасит часть своего кредита, выплатит дивиденды партнерам. Возможен и совсем фантастический вариант, когда на средства, вырученные от продажи «Норильского никеля», «Русал» выкупит с премией долю Вексельберга, закончив и внутренний корпоративный конфликт. И подавившийся зернышком петушок снова запоет.
Однако в то, что подобная сказка станет былью, верится с трудом. Реальным сигналом к тому, что Дерипаска готов на переговоры, был бы его уход с поста генерального директора «Русала». Свежий пример, наталкивающий на подобные умозаключения, – добровольная отставка Михаила Фридмана с поста генерального директора ТНК-ВР перед началом переговоров с британскими партнерами об изменении структуры собственности компании. Таким образом, не стоит ожидать, что клубок амбиций и противоречий, спутавшихся четыре года назад в российской цветной металлургии, скоро развяжется.