Известно, что Amazon – чрезвычайно скрытная компания. Гигант онлайн-торговли не публикует ни объемов продаж, ни других ключевых показателей своей деятельности. А уж когда речь заходит о планах на будущее или, чего хуже, о грядущих новинках, ритейлер хранит поистине гробовое молчание.
И среди этой тишины тем громче прозвучали слова Демоса Парнероса, президента по американским продажам розничной сети Staples. Парнерос (с которого, судя по всему, забыли взять подписку о неразглашении) сообщил Reuters, что Amazon в ближайшее время представит пять или шесть SKU (единиц складского учета) в категории «планшетные компьютеры», или, проще говоря, сразу пять или шесть разных планшетов. Среди них будет и 10-дюймовое устройство, добавил топ-менеджер сети офисных товаров, которая, помимо прочего, торгует и планшетами Kindle Fire от Amazon.
Слухи о планшетных новинках Amazon ходят достаточно давно. Планшет Kindle Fire был предъявлен миру в ноябре прошлого года. Тогда многие наблюдатели (в их число, сознаюсь, входил и автор этих строк) ожидали, что устройство от Amazon сможет коренным образом изменить расстановку сил на рынке планшетов, существенно пошатнув доселе незыблемые позиции iPad. Прогнозам не суждено было сбыться: после бурного начала продаж (по оценкам IDC, до конца 2011 года было Amazon реализовал почти 5 млн своих планшетов), активность покупателей пошла на убыль. В первом квартале текущего года продажи упали более чем вдвое, во втором квартале падение продолжилось.
Оптимизм экспертов основывался на уверенности, что «контент важнее характеристик» (а уж в области контента Amazon вне конкуренции); многие полагали также, что ради запредельно низкой (на тот момент) цены в 199 долл. покупатели будут готовы мириться и с непритязательным дизайном устройства, и со скромными 8GB нерасширяемой памяти, и с отсутствием камеры и GPS.
Решительность Amazon в области ценообразования сыграла свою роль – с конца прошлого года цены на планшеты существенно снизились, но откусить значительную долю этого рынка онлайн-ритейлеру не удалось. Сказалось и несовершенство устройства (потребители, например, крайне недовольны веб-браузером Silk), и тот факт, что в экосистеме Amazon – а планшет работает под управлением сильно кастомизированной версии Android и несовместим со стандартными приложениями этой OS – всего несколько десятков тысяч приложений, на порядок меньше, чем в аппсторе Google. А что касается контента от Amazon – так он вполне доступен и на других планшетах.
После того, как с выходом нового iPad Apple снизил стоимость iPad 2 до 299 долларов, ценовое преимущество Kindle Fire перестало быть таким уж значительным. (В самом деле, сравнивать Fire с iPad’ом второго поколения просто смешно). А последний – и наиболее ощутимый – удар по планшетным позициям Amazon нанес Google, объявив о выходе собственного планшета Google Nexus 7. Новейший девайс от Google (продажи которого только что начались) стоит как Fire, при этом превосходит конкурента по всем показателям – от разрешения экрана до комплектации и мощности процессора, не говоря уже об установленном на Nexus новейшей версии Android 4.1 Jelly Bean.
Что в такой – не слишком благоприятной – ситуации станет делать Amazon? Прежде всего, не будем преувеличивать значимости услышанного от топ-менеджера Staples. По сути, ничего принципиально нового мы не узнали. «5-6 единиц складского учета» вполне могут оказаться разными версиями одного и того же планшета. Готов побиться об заклад, что Amazon планирует представить новое поколение 7-дюймового Fire (назовем его Fire 2) с 8, 16 и 32GB памяти (возможно, и с какими-либо иными отличиями, типа 3G у топ-модели) и 10-дюймовый планшет (пусть он называется Fire XL), также в нескольких модификациях. А вот чем онлайн-ритейлер станет завлекать покупателей – и тех, которые сегодня сметают Nexus еще до его появления на прилавках, и тех, что с нетерпением ждут выхода новейшего планшета от Microsoft, – не до конца ясно.
В этой связи интересными – и странными – выглядят упорно циркулирующие слухи о смартфоне, который также втайне готовит Amazon. Дровишек в костер спекуляций о намерениях ритейлера подбросил все тот же Reuters, проанализировавший последние вакансии, которые открылись в исследовательской лаборатории Amazon Lab216 в Силиконовой долине. Так, например, компания срочно нуждается в «инженере по качеству», в задачи которого будет входить координация с сотовыми операторами, а среди требований значится «опыт тестирования в полевых условиях устройств беспроводной связи, в т.ч. смартфонов». Значит ли это, что Amazon действительно собирается выйти на рынок сотовой связи с собственным Kindle-phone?
Каковы бы ни были доводы сторонников подобной версии, лично мне это представляется маловероятным. Рынок смартфонов настолько насыщен и разнообразен, что на нем уже нехватает места даже для таких маститых производителей, как Nokia и RIM, – что говорить о полном новичке вроде Amazon? Показательно, что похожие слухи постоянно циркулируют и вокруг смартфона Facebook. Но на вчерашнем конференц-колле Марк Цукерберг прямо их опроверг: фейсбукфона не планируется. Публика явно думает о фейсбукфоне и амазонфоне больше и чаще, чем менеджеры и инженеры самих компаний. И если уж на то пошло, «инженер по качеству» вполне может тестировать новый планшет с опцией 3G, а не пресловутый смартфон.
А вот линейка планшетов от Amazon – перспектива совершенно реальная. И даже если их будет не пять, а два, появление новых Fire обязательно сделает ситуацию на этом рынке более интересной. Гигант сетевого ритейла давно показал, что по мелочи он не играет, и будущие девайсы либо станут новым словом в истории развития планшетных устройств, либо, как минимум, в очередной раз обострят ценовую конкуренцию. Тем более, конкуренты особую гибкость в ценообразованию не проявляют. Например, уже упомянутые планшеты Microsoft Surface, выход которых назначен на эту осень и зиму, возможно, будут стоить $1000 – 2000.