6 мая на Болотной площади прошел «Марш Миллионов», который закончился столкновениями с полицией и массовыми задержаниями. Спустя почти два месяца после этих событий уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин заявил, что присутствовал на Болотной и никаких массовых беспорядков не засвидетельствовал. Накануне начала судебных слушаний по делу Pussy Riot Slon встретился в Владимиром Лукиным на ежегодном международном гражданском форуме «Пилорама» и узнал отношение омбудсмена к делу Алехиной, Самуцевич, Толоконниковой и делам задержанных 6 мая на Болотной площади. С начала процесса Уполномоченный по правам человека ни разу не высказывал свою позицию по процессу.
– Как вы относитесь к задержаниям, которые произошли по делу о Болотной площади?
– Я был там на площади и знаю, что происходило. Там происходили неправильные действия ряда людей, которые сели в проходе и не давали пройти людям, в ответ были действия ОМОНа по сжатию этой группы, которые усугубили ситуацию. Когда масса людей оказалась в сжатом состоянии, некоторые начали бросаться асфальтом. И эти люди совершили серьезное преступление, и либо административно, либо уголовно это должно быть выяснено, и те конкретные люди, которые бросались, должны быть наказаны, если будет, я подчеркиваю, четко, ясно и недвусмысленно доказано, что данный человек занимался такой вещью. Он должен быть наказан, он преступил закон, это безусловно. Но если будут массовые аресты людей, которые просто там были, чье обвинение не доказано, я, конечно, буду против этого. Потому-то никаких массовых нарушений общественного порядка, которые указаны в соответствующем законе, там не было. Я, во всяком случае, их не видел и не наблюдал. И никто не наблюдал. Поэтому я отношусь к этому очень конкретно. Я жду справедливого решения юридических органов.
– Как вы относитесь к задержанию Алехиной, Самуцевич, Толоконниковой?
– К сожалению, у нас есть проблема с cудами, которые зачастую принимают несправедливое решение. Значит, надо подавать в Верховный суд и далее – до Европейского суда. Но, в принципе, я за справедливое и обоснованное судебное решение. Я считаю, что каждый сознательный гражданин должен такое решение принять. Я неоднократно высказывался за скорейшее освобождение девочек. Потому что они не совершали никаких злодеяний и преступлений, они просто хулиганки.
– Общество примет любой приговор, который им вынесут?
– А меня это не трогает. Я хочу сказать, что Уполномоченный по правам человека должен быть объективным человеком. Он не должен действовать по указке властей, чего я не делаю, и не должен действовать под давлением определенной части общественного мнения. Чего я не делал и делать не буду. Если будет строго доказана вина тех, кто бросался асфальтом на Болотной, то они должны быть наказаны, так же, как должны быть наказаны омоновцы, если они были не правы. А девушки Pussy Riot – они просто хулиганки, а злодеяний нет. И если действие не доказано, то отсутствие или недостаток доказательств действует в пользу обвиняемого. И они должны быть отпущены на волю, либо до суда, если недостаточно улик, либо после суда, и суд должен принять справедливое решение.
– Тема гражданского форума, на который вы приехали –«Жить вместе»? Как родственникам и друзьям задержанных жить вместе с властью?
– Говорят, что за границей существуют фальшивое дружелюбие, а у нас искренняя ненависть. Это и плохо. Это латентная гражданская война в умах. Смотрите, как наша власть реагирует на какие-нибудь неудобные для нее демонстрации и лозунги. Если же власть собираются критиковать люди, то требуют лишь отставки старой власти и появления только новой власти. У нас бывали новые власти. Но, по-моему, они редко становились лучше старых. Все это позволяет мне сказать, что нужно учиться жить вместе. Учиться, прежде всего, работая над самим собой, меняя это героическое, оно же первобытно-общинное, сознание на сознание другого типа, более рациональное, разумное, терпимое, включающее в себя элементы понимания, что и у другой точки зрения есть своя логика, драма и свои основания. С такими людьми лучше вести себя на равных. Даже если ты с ними не согласен, надо стараться понять их немножко больше и, возможно, в чем-то взять часть их точки зрения. Если мы, подобно Сократу, сделаем центром своей жизни принцип «Познай самого себя и тем самым познай и другого», то мы будем жить другом с другом по-человечески.