Фото: Romeo Ranoco / Reuters

На Индостане пал очередной бастион нравственности – впервые индианка появится в Playboy. Болливудская актриса Шерлин Чопра провела фотосессию в особняке главы этого журнала Хью Хефнера. Номер с обнаженной индийской старлеткой на обложке должен появиться в ноябре.

И, если в мире эта информация прошла почти незамеченной, то в Индии ее оживленно обсуждают на первых полосах ведущих газет и по домам. Playboy, кстати, в Индии запрещен, и долгое время местные ревнители «особого индийского пути» гордились тем, что гражданок «самой большой демократии мира» на его страницах не было. И нате вам! А в интервью местной прессе Шерлин даже заявила, что готова сняться и в порнофильме, – если ее пригласит известный режиссер.

Можно вспомнить, как в конце 1980-х появление советской актрисы Натальи Негоды в том же журнале стало сенсацией в СССР. Но Негода была эротическим посланцем страны, в которой «секса не было». Тогда как в Индии с этим, казалось бы, все в порядке. В конце концов, это родина «Камасутры», эротических храмовых скульптур и росписей, да и проституция здесь – освященная традицией кастовая профессия.

Только вот, древняя «Камасутра» – это скорее популярный сувенир для туристов, нежели реальное руководство к действию. Да и откровенно одетые красотки в болливудском стиле на улицах городов практически не встречаются, как однажды сказал один мой местный коллега: «Улицы полны скучно одетых скучных женщин». Ведь на самом деле Индия – вполне традиционная азиатская страна. Но в последние годы в этой стране тут и там стал мелькать призрак женской революции.

ТЕЛЕФОН ОРУЖИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРКИ

Индийским революционеркам и впрямь есть против чего бороться. «Женщина в Индии сталкивается с дискриминацией на каждом этапе своей жизни, – жаловалась мне доктор Ранджана Кумари из «Центра социальных исследований» в Нью-Дели. – И ее проблемы нередко начинаются еще до рождения».

В индуистских семьях богов просят о ниспослании не детей, а именно сыновей. И мужья нередко приказывают делать аборт, если выясняется, что будет не мальчик. Дошло до того, что в Индии медикам законодательно запрещено во время УЗИ-исследований будущей матери называть пол ребенка – можно лишь сообщить, нормально ли развивается плод. В местной прессе постоянно появляется информация об убийствах новорожденных девочек.

Индия ежегодно недосчитывается 600 000 девочек. Разница между полами в возрасте до шести лет сегодня составляет 914 девочек на тысячу мальчиков. Это самая большая разница со времени получения страной независимости в 1947 году.

Еще одна проблема – детские браки. Девочек стараются выдать замуж как можно быстрее, поскольку их воспринимают как «лишний рот». Добавьте к этому, что за невесту нужно обязательно давать приданое, а это для семьи тоже дополнительные траты. Но, согласно тем же традициям, чем девушка моложе, тем меньше за нее просят родственники жениха – поскольку больше гарантий, что она невинна. Как сообщила доктор Кумари, несмотря на попытки властей бороться с ранними свадьбами и на официальный запрет на детские браки, 44,5% индийских девушек выдают замуж до достижения 18 лет.

«Вот вам лишь один простой пример. В Мумбаи значительная часть женщин работают, они уходят рано утром и большую часть дня находятся вне дома. Однако бесплатные муниципальные писсуары в городе есть только для мужчин – о женщинах просто никто не подумал, и им нужно обязательно платить за туалет. Приходится добиваться равенства даже в этом», – рассказывала мне еще одна защитница женских прав из Бомбея.

Но дело, конечно, не только в туалетах. Любое новшество, касающееся женщин, встречается традиционалистами в штыки. «Против всего» особенно выступают деревенские кастовые и клановые советы – хап панчаяты. Эти структуры существуют Индии с древности и признают только один закон – закон традиции.

Хап панчаяты из глубинки давно стали дежурной темой для местных новостей, одни их решения вызывают всеобщий хохот, а другие – всеобщее возмущение. Так, в прошлом году руководство сразу нескольких панчаятов запретили всем девушкам пользоваться мобильными телефонами, – те договаривались о свиданиях с молодыми людьми, а старшее поколение семьи и не знало.

В июле несколько панчаятов запретили девушкам джинсы – обтягивающие формы девичьих бедер будоражат общественное спокойствие. Более того, женские панчаяты нескольких деревень (их создали при поддержке властей, чтобы не только мужчины управляли кланами и кастами) недавно распорядились просто сжечь все джинсы. Как видно, среди традиционалистов встречаются не только мужчины.

STARLETS RIOT

Поэтому недавнее сообщение о том, что панчаят в округе Багпат штата Утар-Прадеш принял решение запретить браки по любви, Индию не особенно удивило. Ведь главный смысл всех этих запретов в том, чтобы поставить под контроль брачные и сексуальные отношения. Абсолютное большинство свадеб в Индии совершаются по договору между старшими членами семей, а браки по любви видятся угрозой морали.

Увы, запретами дело не ограничивается. Панчаяты выносят и смертные приговоры. Один из самых громких случаев произошел в 2007 году в штате Харьяна: тогда парень Манодж и девушка Бабли решили пожениться, однако местный совет запретил их свадьбу как греховную. Молодые люди все же поженились, а власти даже пообещали им защиту. Но вскоре влюбленных похитили и убили, а тела бросили в канал. 

Трагедия Маноджа и Бабли оказалась в том, что они были выходцами из одной готры (клана). Традиционный брак должен заключаться в рамках одной касты, но браки внутри одного клана запрещены, даже если парень и девушка не родственники: ведь традиция объявляет членов готры братьями и сестрами. Древний и глупый запрет стал причиной трагедии.

Власти пытаются бороться с диктатом деревенских советов – в прошлом году Верховный суд даже распорядился считать преступлением противоречащие законам решения панчаятов. Но традиции пока не собираются сдаваться.

На этом фоне понятно, почему каждое сообщение о голых фотосессиях актрис вызывает бурную общественную дискуссию. И неудивительно, что на первой линии борцов с оголтелым традиционализмом оказались болливудские дивы.

«Камасутра» «Камасутрой», а в самом массовом из индийских искусств – в кино – даже целоваться было запрещено до 1980-х годов. А обнаженную натуру вы не увидите на экране и сегодня. В Индии снимаются фильмы категории «для взрослых», но назвать их фривольными – это очень им польстить. Тем не менее, даже кино с невинными по европейским меркам поцелуями воспринимается как выстрел «Авроры». А уж фото в стиле ню превратились в настоящее оружие.

Между старлетками уже идет своеобразное соревнование. Когда пресса сообщила о съемке Шерлин Чопра в Playboy, другая известная модель и актриса Пунам Пандеи тут же ответила своими фото в «Твиттере».

Пандеи намеревалась обнажиться еще в прошлом году прямо на стадионе – в честь победы национальной сборной на Чемпионате мира по крикету. Это ее желание вызвало такую волну угроз со стороны ревнителей нравственности, что бедняжке Пунам приходится раздеваться в интернете.

Трудно не заметить, что женщины в традиционных странах от Египта до Индии сегодня предпочитают выражать протест против застоявшихся традиций через публикацию фото в стиле ню. В Индии идут споры о том, что реально стоит за голым протестом. В сети можно встретить и восхищенные высказывания типа: «Голая грудь делает нас свободнее!», и проклятья в адрес «распоясавшихся падших женщин».

Осторожно относятся к поведению молодых актрис и активистки женских движений. «Конечно, фото в обнаженном виде нельзя назвать борьбой против традиции. Но право этих женщин на самовыражение неоспоримо. Каждая женщина имеет право на ее собственное тело, и если эти модели позируют журналам, это – их дело», – уверена бомбейская активистка Каумуди.

Ясно одно – все больше женщин в Индии не хотят мириться с ролью забитой традициями скучной домохозяйки. И все больше заявляют право на свой выбор – будь то голая грудь или брак по любви. Или даже желание пройтись в красном во главе национальной сборной на церемонии открытия Олимпиады в Лондоне.