Новая концепция пенсионной реформы оказалась правительству не по зубам. 3 месяца шли бесплодные споры на тему, как заткнуть дыру в бюджете ПФР без народных волнений и негативных сигналов иностранным инвесторам. В итоге на совещании у помощника президента Эльвиры Набиуллиной было принято решение ничего не решать и ничего не принимать.

«Учитывая масштабность предлагаемых изменений, правительству нежелательно принимать окончательное решение 27 сентября, а лишь внести предложения, которые могут быть положены в основу последующего широкого обсуждения», – решили участники закрытого совещания у Набиуллиной в прошлый четверг. Об этом рассказал один из участников совещания, глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. В совещании участвовали министр труда, глава ПФР, представители МЭРа, Минфина и ФСФР, а также независимые эксперты. Замглавы Пенсионного фонда Николай Козлов подтвердил Slon, что решение слишком серьезное, чтобы его можно было подготовить за такой короткий срок. Так что окончательным, по его мнению, оно быть и не должно. Напомним, что в президентском указе сказано о необходимости «разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы»

Этим простым решением власти убивают сразу двух зайцев. Во-первых, они, наконец, получают возможность сформировать федеральный бюджет на будущий год. При сохраняющейся неопределенности в части пенсионных расходов это было сделать невозможно. Во-вторых, появляется возможность переложить ответственность за собственные непопулярные решения на некое общественное мнение. Правда, такая попытка предпринималась совсем недавно, когда всех известных российских экспертов собрали под эгидой написания «Стратегии-2020». В документе есть большой раздел, посвященный пенсионной реформе, но ведомства его как будто не замечают.

Возможно, дело в том, что «стратеги» в первых же строках предлагают увеличить пенсионный возраст. А это единственный вопрос, по которому ведомствам удалось достичь консенсуса. И то лишь потому, что по этому вопросу четко высказался Путин. По остальным актуальным вопросам современности он пока хранит молчание, и ведомства тоже не знают, что сказать.

На совещании было принято решение сохранить накопительную часть пенсии, предоставив работникам возможность самим решать, куда направить эти взносы. Козлов также подтверждает, что отменять накопительную часть не будут. И теперь, говорит Дмитриев, жизнь или смерть накопительной части будет зависеть от того, какое положение будет зафиксировано по умолчанию – то, что человек, выходит из системы, или то, что он в ней остается. Впрочем, многочисленные исследования показывают, что перевод накопительной части решит проблемы ПФР ненадолго, а потом вопрос дефицита бюджета встанет с новой силой.

Но у ПФР есть идея. Можно вкладывать пенсионные деньги не в безопасные, но низкодоходные госбумаги, как это делается сейчас, а во что-нибудь более прибыльное. ПФР предлагает разрешить инвестировать пенсионные накопления в инфраструктурные проекты, причем, не только в покупку, например, акций РЖД, но и в прямые производственные инвестиции. Эксперты, впрочем, не вдохновились. «Вот, представьте, что вы инвестировали пенсионные деньги в олимпийский Сочи. Ну и какую бы они показали вам доходность?» – задал риторический вопрос глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.