В отношении последней законодательной инициативы Кремля, запрещающей чиновникам и депутатам обладать собственностью за границей, предложен целый ряд объяснений. Это и «политическая компенсация» за недавний антидемократический пакет законов, ужесточающий рамки протестной и, шире, политической активности. Это и попытка еще более повязать правящую политическую элиту на всех уровнях, дабы исключить опасность перебежчиков, раскола элит. Здесь в качестве показательной жертвы очень кстати оказывается Геннадий Гудков, на примере которого власть хочет продемонстрировать нелояльным и сомневающимся всю пагубность их поведения. К этим, безусловно справедливым, соображениям хотелось бы добавить еще одно, вписывающееся, как представляется, в общую логику политического развития последнего времени. Дело в том, что впервые за 12 лет своего правления Путин столкнулся с тем, что пирог национального богатства, который делят между собой бизнес-политические элиты, из-за мирового экономического кризиса не растет, и в ближайшее время расти не будет. При этом и практиковавшаяся ранее модель «забрать у «чужих» и поделить среди своих» больше не работает – последним крупным «чужим» куском была, по-видимому, бизнес-империя Лужкова. Итак, возникает ситуация, когда Путину во избежание неконтролируемой борьбы внутри элит придется самому провести некий передел их доходов и собственности: чтобы дать кусок новым голодным элитам придется забрать его у старых «сытых». Новых же голодных, если принять во внимание масштабные кадровые перестановки в силовых и правоохранительных структурах и, прежде всего, в МВД, немало. Самый удобный способ «стрижки шерсти» у элит, а, по всей видимости, схема будет именно такой – отъять по кусочку от каждого из кланов, не меняя общий их баланс, – это антикоррупционная кампания. Грамотно проведенная, она позволяет подправить пошатнувшуюся путинскую легитимность и в глазах элит, и в глазах электората. Легитимность – это то, чего Путину сейчас категорически не хватает, что не дает ему возможности вести активную игру, без которой дожить политически до 2018 г. проблематично. Начало антикоррупционной кампании, как представляется, планируется на эту осень и следующую весну. К ней прорабатывается необходимое законодательство и готовится база (от сбора информации об оффшорных компаниях в энергетике, начавшегося прошлой осенью с помощью Игоря Сечина, до работы недавно созданной межведомственной группы по противодействию незаконным финансовым операциям под руководством Евгения Школова). Посылаются и сигналы о том, что теперь все будет по-другому и неприкасаемых не будет – вроде законопроекта о независимых прокурорских расследованиях. Пробные «антикоррупционные чистки» уже начаты и в ряде регионов: Кабардино-Балкарии и Дагестане, Ленинградской области и др., где недавно прошли задержания достаточно крупных региональных чиновников. А чтобы никто из силовиков не сконцентрировал в своих руках слишком большую власть, планируется разделить функцию «рук» и «головы», выделив следствие вслед за прокуратурой и из системы МВД. Если Кремль действительно реализует сейчас давний план создания «российского ФБР», то, скорее всего, во главе нового суперведомства будет стоять кто-то другой, а не нынешний глава СКР Александр Бастрыкин. Бастрыкин же вполне может стать одной из тех голов «ближних бояр», что будет продемонстрирована народу в знак серьезности царских намерений. По крайней мере, инспирированные Кремлем крайне неловкие публичные оправдывания Бастрыкина, похоже, не решают никакой другой задачи кроме как поднять цену за его голову в случае отставки. Есть, однако, и ряд препятствий на пути осуществления целительного кровопускания – небольшой чистки элит под флагом борьбы с коррупцией. Главным из них являются независимые борцы с коррупцией, которые могут помешать Кремлю получить от кампании политические дивиденды, поломать весь план игры. Чтобы этого не произошло, Кремлю нужна не только монополия на борьбу с коррупцией, которую он имеет и сейчас, но и монополия на определение целей для этой борьбы. Потенциальные конкуренты-антикоррупционеры и попали сейчас под удар. Это Алексей Навальный с его проектами, которые надо перехватить, а самого Навального задвинуть или дискредитировать. Это и Transparency International, которая вдруг попала под огонь критики, и прочие «иностранные агенты». Трудно сказать, будет ли описанный план реализован в ближайшее время. Ясно, однако, что и политически он весьма ко двору, и практически все приготовления к его реализации уже проведены. Ясно и то, что других серьезных вариантов повышения легитимности Путина, похоже, нет.
Осенью предстоит «чистка» элит?
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Кроме яростной и масштабной борьбы с коррупцией, другого пути повышения легитимности у Путина нет
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...