На тему роли личности в истории в России написано и сказано уже очень много. Например, так: за каждым конкретным делом должен стоять конкретный человек с автоматом. Людей, что будут диктовать тренды и смыслы нового политического сезона, в России всего несколько. Если не трогать Владимира Путина, то выходит с десяток человек. От их взаимодействия друг с другом во многом и зависит, какой российская политика встретит новый 2013 год. Они своего рода «модельеры» политической реальности. От них в конечном счете и зависит дизайн и стиль российской политической системы. Речь не об оппозиционерах – их время точно не придет в ближайшие пару-тройку месяцев – только о власти.
Игорь Сечин и Дмитрий Медведев
Президент «Роснефти» Игорь Сечин – фигура заметная. Используя близость к Владимиру Путину, он де-факто формировал и продолжает оказывать влияние на экономическую политику. Если кратко, Сечин олицетворяет государственнический подход, то бишь настаивает на сохранении мощного госсектора в экономике и контроле бюрократии за нефтегазовыми активами. Аппетиты Сечина весьма велики: в планах консолидация энергетических активов государства в компании «Роснефтегаз» под фактическим руководством самого главы «Роснефти». Эта логика находится в прямом противоречии с логикой условных либералов из кабинета министров, прежде всего вице-премьера Игоря Шувалова и самого премьера Дмитрия Медведева. Медведев в период президентства замахнулся на госсобственность и объявил программу большой приватизации, в том числе и компаний энергетического сектора. Конфликт Медведева и Сечина просто запрограммирован самой логикой их предыдущих отношений. «Газпром», который курировал Медведев, еще в середине 2000-х пытался поглотить сечинскую «Роснефть». Одним из основных условий нынешнего премьера при формировании кабинета министров было, как говорят, удаление Сечина из правительства. И так далее. Медведев – аппаратчик не слабее Сечина и Путину тоже не чужой. Чем закончится эта битва «политических гигантов» вряд ли кто-то возьмется утверждать, но ясно, что скучно там не будет. Неведомые игроки уже показали в начале августа антимедведевский фильм про войну с Грузией, а правительство Медведева урезало полномочия Сечина в комиссии по ТЭКу. Идеальная Россия по Сечину – это капиталистический СССР. Идеальная Россия по Медведеву – мягкий авторитаризм «а-ля Путин» с либеральной экономикой и Медведевым (это основное требование) во главе. Вместе этим Россиям не ужиться.
Сергей Иванов
До декабря прошлого года политическую повестку на протяжении многих лет диктовала исключительно власть. С конца прошлого года и до лета года нынешнего повестку начала диктовать улица и взявшиеся говорить от ее лица люди. Самым ярким и авторитетным среди протестантов, безусловно, является Алексей Навальный. Главным в Кремле – глава президентской администрации Сергей Иванов. Борьба за повестку или соперничество повесток власти и оппозиции – то, чего стоит ожидать осенью. Оппозиция будет проводить праймериз, устраивать новые акции. Власть с неизбежностью будет пытаться навязать свою повестку. Проблема в том, что сегодня Кремль находится де-факто в ситуации цугцванга, когда ни один из ходов не улучшает позиции. Однако политический менеджмент был и остается основной обязанностью главы президентской администрации. Иванов, как говорят, оказал большое влияние на решение о третьем сроке Путина, очевидно, что он будет влиять и на решения власти по поводу оппозиции. Посадить или не посадить Навального и протестантов с Болотной, разгонять митинги, «ограничиться» многотысячными штрафами или допустить мирные акции, реформировать политсистему или оставить все как есть – это Иванов. Велика, правда, вероятность, что он решит «работать по ситуации», безо всякой стратегии. Как показала практика, «ничего не менять, раз и так все работает» – не совсем работающий метод. В таком случае от Иванова стоит ждать новых решений о закручивании гаек.
Вячеслав Володин и Владислав Сурков
Непосредственно дизайн политической системы будет определять, конечно, не глава администрации, а тот, кто будет придумывать, как именно реализовать решения власти. То есть Вячеслав Володин. До него политикой занимался САМ Сурков. И сам Волошин. И сам Чубайс. Все великие, все всероссийские политические дьяволы. Вячеслав Володин – чиновник более реактивный и конкретный по сравнению с предшественниками. Есть проблема – принимаем меры. Нужно проводить выборы – лепим «Общероссийский народный фронт». Та же чушь, что у Суркова, но ведь «Движение за Путина» в 2003 году сработало? Сработает снова. На площадь вышли люди – надо вывести больше людей на площади. Полная ахинея, но ведь работает. Владислав Сурков мыслил и мыслит системнее, с претензией на стратегию, на просчитывание действий хотя бы на один ход вперед. Да, его вымученные теории типа «суверенной демократии» мало что давали с точки зрения тактики. Но его политсистема худо-бедно работала без особых сбоев на протяжении почти всего президентства Путина. Сейчас система путинской стабильности фактически находится в состоянии полураспада. Заплатки помогают, но впору задуматься о том, чтобы найти новую точку равновесия. То есть фактически отстроить систему заново. Однако есть искушение: ничего не делать вовсе. Володин, как и Иванов, рискует склониться к этой стратегии: играть роль простого исполнителя воли начальства, никак не пытаясь вырулить на новый «общественный договор». Потуги провести рестайлинг АП пока не вылились ни в какие конструктивные предложения вовне самой администрации, но зато появились вполне конкретные репрессивные законы. Но хочет ли он играть совсем другую роль? Кстати, и Суркова не стоит сбрасывать со счетов – он старому подчиненному все еще хочет отомстить, как многие полагают. И в этой сфере стоит ждать только дестабилизации ситуации на фоне аппаратного соперничества.
Антон Силуанов и Дмитрий Рогозин
Тут не совсем про личности, тут про скучное – про финансы. Только каждый из вас запомнит этот день. Министр финансов примет решение: дать или не дать денег. Потому как нефть что-то там такое совершила – и EBITDA «Сургутнефтегаза», и доходы банка «Россия» (примеры мы тут выбирали с потолка, конечно) упали. А еще отток капитала и долг Греции. И тогда не надо давать денег а) пенсионерам, б) бюджетникам, в) люмпенам. И бабушке не повысят пенсию, а ваша компания проиграет государственный тендер (а вы не знали, что у вашей компании такой есть?), и вам не выплатят премию. Но есть гениальная логика, свойственная всем ответственным за распределение налогов людям: «Мы не можем обидеть их, потому что это чревато лишними для нас социальными проблемами». Заплатить дешевле, чем терять популярность, тем более, когда закрытые соцопросы даже аффилированных служб показывают падение рейтингов. Из-за такой аргументации официально уволился бывший глава Минфина Алексей Кудрин, отказавшийся давать деньги на все подряд. Но рекомендовал действующему президенту нового министра – крепкого финансиста и сильного аппаратчика. Против него – «растратчик» Дмитрий Рогозин, вице-премьер правительства по «оборонке». Человек, который должен распределить все те 22 триллиона, что обещаны на подъем обороноспособности страны. Он был вызволен из политической опалы и назначен вице-премьером, и амбиций у него немало. Ему отдана бюджетная программа по перевооружению армии и космос – проекты жутко дорогие. И вызывающие явное недовольство Минфина. Верстка ближайшего бюджета, таким образом, становится ареной борьбы имперских «понтов» и «бухгалтерских» возможностей. И на пути «понтов» может встать только глава Минфина. Тем более актуально, если и впрямь грянет ожидаемая многими специалистами «вторая волна кризиса».