Фото: Александр Щербак/Коммерсантъ

Вчера стартовала регистрация кандидатов в Координационный совет российской оппозиции. Не очень понятно, почему эту затею называют «праймериз»: речь не идет об отборе единого кандидата на предстоящих выборах, речь идет о выборе некоего совета, который будет вещать от лица «оппозиции».

Можно, правда, предположить, что эти выборы определят «легитимного лидера» протеста. Но это все равно очень далеко от праймериз, идея которых – выбор лучшего кандидата для предстоящих выборов и объединение остальных кандидатов вокруг него. Все в курсе, что идея праймериз к нам пришла из Штатов, где внутри партий идет жесткая борьба за место кандидата.

Тут нужно обратить внимание на несколько ключевых моментов. Во-первых, праймериз проходят перед конкретными выборами. То есть это не выборы «лидера» партии, а выборы кандидата на определенную позицию. Во-вторых, все участники сразу договариваются, что они примут результаты голосования и в случае проигрыша поддержат победителя. На выборах в КС нет ни первого, ни второго. Есть разве что потенциальная раскрутка кандидата-победителя, но называть их по этому поводу «праймериз» как-то странно.

В то же время, всего за неделю до выборов в абстрактный Координационный совет вполне конкретные выборы пройдут в городе Химки, своего рода символе столкновения власти и т.н. «гражданского общества». Бульдозер государства много раз проезжал по защитникам Химкинского леса, но так и не смог заставить их замолчать и сдаться. Когда тысячи людей вышли на беспрецедентно массовый по тем временам митинг на Пушкинской площади, они шли не только и не столько за Химкинский лес: люди шли на митинг против коррупции и беззакония. За то, чтобы власть начала считаться с мнением общества. Тогда был расцвет «медведевской оттепели», все надеялись, что модернизация вкупе с инновациями все-таки сделают свое дело. Но все закончилось так, как закончилось. Просека под трассу прорублена, про оттепель уже никто не вспоминает. На дворе суровая путинская зима.

Сейчас Химкам предстоит выступить лакмусовой бумажкой российской оппозиции. Мало кто спорит с тем, что гражданское общество в России (или хотя бы в Москве) вышло на новую ступень эволюции. Вопрос заключается в том, сможет ли оппозиция сделать этот шаг.

Если оппозиция будет действовать по привычным схемам, упирая на PR, а не на результат, она рискует потерять поддержку тех десятков тысяч, что выходили на Болотную и Сахарова. Сейчас почти все партии и движения объявили о своих кандидатах на пост мэра. И это снова все больше напоминает возню в песочнице, а не серьезную работу. Если оппозиция не сможет договориться о едином кандидате на этих выборах – значит она так и останется в песочнице, и гражданскому обществу предстоит ждать дальше, когда политики вырастут до его уровня.

Понятно, что никто не хочет отказываться от возможности побороться за кресло мэра. Именно поэтому и нужно устроить оппозиционные праймериз в Химках. Более того, в Химках можно провести самые настоящие праймериз – мобилизовать сторонников, раскрутить кандидата – все по-настоящему. Технически это тоже выполнимо – уверен, сотни политически активных волонтеров из Москвы будут готовы помочь (хотя бы рассказать об этом в «Твиттере»).

Все просто – в праймериз участвуют зарегистрированные в ТИКе кандидаты, а голосуют зарегистрированные в Химках граждане. Главное, чтобы все кандидаты были готовы принять результаты и снять свою кандидатуру в пользу сильнейшего. Более того, как это часто бывает и в Штатах, проигравшие могут потом войти в команду победителя.

Да, единого оппозиционного кандидата проще снять с выборов – но это все равно будет моральной победой оппозиции. Да, единый кандидат может и проиграть в борьбе – но это будет уже совсем другая история.

Так что мне кажется, что сейчас стоит отвлечься от псевдопраймериз и подумать о праймериз реальных.

PS: В этой записи я высказываюсь исключительно как частное лицо. На последних выборах я голосовал за кандидатов от всех трех оппозиционных партий, т.к. в Троицке, где я зарегистрирован, были выборы трех уровней – мэра, Мособлдумы и Госдумы.