Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
Состоятельные люди предпочитают «валить» не только из России, но и из бурно растущего Китая. Эта тенденция отчетливо наметилась в 2009 финансовом году, когда китайцы опередили южнокорейцев по числу использованных инвестиционных виз в США (так называемых EB-5). С 2007 по 2011 год число использованных китайцами виз выросло почти в 40 раз – до 2400 штук. Как видно из графика ниже, каждая вторая такая виза в период с 2006 финансового года по март 2012-го использовалась уроженцем Поднебесной (для сравнения: показатель России – 1%). Чтобы получить EB-5, нужно инвестировать в коммерческий проект на территории Штатов, в котором заняты 10 граждан страны, как минимум $500 000. То есть речь идет отнюдь не о бедных гражданах КНР.
Топ-5 стран по числу использованных инвестиционных виз в США
% от общего числа (2006 – март 2012)
Источник: The Association to Invest In the USA
США – излюбленное место миграции китайцев-миллионеров, чье состояние превышает 10 млн юаней ($1,6 млн), показал опрос издания Hurun Report и Банка Китая, опубликованный в ноябре 2011 года. Следом за США, куда хотели уехать 40% опрошенных потенциальных или реальных мигрантов-китайцев, с небольшим отрывом шла Канада (37%), за ней – Сингапур (14%) и Европа (11%). Всего же страну покинуть тогда хотел почти каждый второй миллионер, а 14% перешли от слов к делу и уехали либо стали соискателями вида на жительство.
Большая часть состоятельных мигрантов-китайцев предпочитают не уезжать навсегда, а лишь перевозят за границу своих родственников, писал журнал Business Week. Основные активы (как правило, в юанях) и бизнес у них остаются на родине. Некоторые из них считают себя патриотами и не спешат расставаться с китайским гражданством – это относится, в частности, к миллионеру Ли Вейцзе, который владеет собственным горнолыжным и гольф-курортом неподалеку от Пекина. На входе на курорт Вейцзе красуется статуя Мао Цзэдуна в полный рост, в то время как жена и сын предпринимателя давно выехали на ПМЖ в Канаду.
«Большинство из них думает: «У меня так много денег, но однажды правительство может изменить свою политику и забрать их себе», – описал настроения соотечественников шанхайский бизнесмен Луи Хуанг в интервью BBC. Другие причины для отъезда в развитые страны: лучшее образование и экология. Сам Хуанг инвестировал значительные суммы в Сингапур, где он со временем рассчитывает получить вид на жительство. Публичные откровения – редкость для китайских предпринимателей-эмигрантов: как правило, в интервью СМИ они просят называть их только по фамилии, опасаясь проблем с бизнесом на родине (в Китае, конечно, не такое однообразие фамилий, как в Корее, где 3 самые популярные фамилии носит почти половина населения, но все же идентифицировать конкретного предпринимателя лишь по фамилии, особенно приведенной в английской транскрипции, как правило, нереально).
Отток богатых людей и капиталов из Китая может иметь ощутимые экономические последствия, предупреждает профессор американского Северо-Западного Университета Виктор Ши (Victor Shih). Проблемы с ликвидностью у китайских банков начнутся, если с депозитов «утечет» сумма от $1 трлн, считает он. Отток порядка $500 млрд финансовая система сможет пережить за счет высоких ставок резервирования, которые сработают в таком случае как «подушка безопасности», рассуждает Ши. В то же время активы 1% богатейших домохозяйств КНР, по подсчетам экономиста, составляют астрономические $2–5 трлн (да, в «коммунистическом» Китае невиданный уровень неравенства). Более половины представителей этой категории населения, как показали опросы, задумывались о подготовке «запасных аэродромов» за границей, либо уже сделали это. Если они действительно выведут свои капиталы, китайская экономика не устоит. По идее, китайское руководство должно это понимать и предпринимать какие-то шаги к тому, чтобы умерить желание своих богатых граждан «валить».
Ситуация в России похожа на китайскую: у нас тоже достаточно бизнесменов и высокопоставленных чиновников, которые предпочитают отправлять своих отпрысков и семьи за границу. Предприниматели побогаче выбирают Великобританию, США и Швейцарию, победнее – покупают второй дом в Восточной и Центральной Европе, где-нибудь в Чехии, например.
Впрочем, хронический отток капитала из страны связан отнюдь не с миграцией людей и долларов, а с обслуживанием внешних долгов, которых частный сектор набрал до кризиса (всего порядка $500 млрд), и дефицитом возможностей для инвестиций внутри страны из-за коррумпированной и неэффективной экономики, считают аналитики ФК «Открытие». В Китае же при всех его политических и институциональных недостатках пока остается достаточно возможностей для вложения средств, пусть и сохраняется риск их экспроприации на нужды партии.