Fotolia/PhotoXPress.ru
Долгая дорога в ВТО пройдена, и теперь Россия стучится в новый клуб – ОЭСР, Организацию экономического сотрудничества и развития. Российские власти рассчитывают вступить в него уже на следующий год. Однако, плюсы и минусы от вступления еще только предстоит оценить. Федеральные ведомства, принимающие участие в переговорном процессе по присоединению России к ОЭСР, вместе с независимыми аналитиками приступили к оценке возможных рисков для российской экономики, рассказала Slon замглавы департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова.
Заявку на присоединение к ОЭСР Россия подала еще в 1996 году, но вступить в эту организацию, объединяющую развитые страны, без статуса страны с рыночной экономикой, который мы получили всего несколько лет назад, и членства в ВТО было невозможно. Тем не менее, в 2007 году Россию вместе с Индией, Бразилией, Китаем, Индонезией и ЮАР пригласили для переговоров о возможном расширении ОЭСР и включении в нее развивающихся стран.
ОЭСР никаких экономических привилегий своим членам не раздает и деньгами их не ссужает, но состоять в этом клубе престижно. На 34 участника ОЭСР приходится 60% мирового ВВП.
Первым о возможных рисках отчитался МИД. В письме, опубликованном агентством «Финмаркет», говорится об одном политическом риске и пяти экономических.
В МИДе опасаются, что западные страны используют на переговорах «стандартный набор критических замечаний». Но у них готов ответ – в свое время членству в ОЭСР Испании, Португалии и Греции отнюдь не мешал факт правления в них диктаторских режимов.
«Такого рода сравнения, мягко говоря, не делают чести нашей стране, а на официальном уровне вообще могут звучать самоубийственно. На политические аргументы, как и на экономические, следует отвечать по существу, а не указывать пальцем на тех, у кого когда-то дела обстояли еще хуже», – комментирует завотделом экономической теории ИМЭМО Сергей Афонцев.
Экономических рисков, по версии МИДа, целых пять:
1. России рекомендовано отказаться от запрета на открытие филиалов иностранных банков (он не был отменен при вступлении в ВТО), ограничений для страховых компаний с иностранным капиталом (будут сняты позже по условиям ВТО), а также либерализовать трансграничные операции с ценными бумагами и сузить перечень требований по доступу иностранцев в стратегические отрасли экономики, особенно в добычу природных ресурсов. Либерализация трансграничных операций с ценными бумагами уже идет полным ходом.
2. Государству придется усилить регулирование природоохранной деятельности, что приведет к росту расходов предприятий, себестоимости их продукции, снижению конкурентоспособности и разгону инфляции. Эти издержки неизбежны, но, в конечном счете, могут быть компенсированы общим улучшением экологической ситуации в стране и повышением энергоэффективности экономики.
3. Наибольшую озабоченность у МИДа вызывает тот факт, что Россия должна будет признать результаты проведенных на Западе испытаний лекарств, пестицидов, косметики и пищевых добавок. Сегодня все западные препараты проходят сертификацию в России, но наши лаборатории действуют по стандартам, которые не соответствуют требованиям ОЭСР. Поэтому, пока российские лаборатории не пройдут сертификацию, российским производителям придется проводить проверки за границей, что дорого. Средняя стоимость исследования одного вещества составляет 44 млн руб.
4. Потребуется введение четких правил предоставления экспортных кредитов – размера авансовых платежей, сроков и порядка погашения, размера процентных ставок – и государственных гарантий по ним. Предоставление услуг экспортерам может подорожать, а это уже скажется на стоимости экспортной продукции. Но несоблюдение норм ОЭСР в этой сфере связано с рисками применения против российских экспортеров экономических санкций. Так что здесь лучше не экспериментировать.
5. Обязательное условие для всех стран-участниц ОЭСР – раскрытие информации по субсидиям и другим мерам государственной поддержки. Проблема в том, что практически все российские судостроительные и судоремонтные предприятия имеют двойное назначение, являясь участниками оборонного заказа. Перед вступлением в ОЭСР нужно разграничить гражданское и военное судостроение, чтобы облегчить предоставление необходимых сведений. Кроме того, не все меры господдержки отечественного судостроения соответствуют нормам ОЭСР, а их гармонизация приведет к временному снижению конкурентоспособности предприятий.
Афонцев полагает, что это «скорее, не риски, а необходимая плата за переход к более качественным нормам регулирования экономической деятельности. Особенно показательна трактовка «рисков», связанных с усилением регулирования природоохранной деятельности: эти издержки в любом случае надо нести, если мы хотим жить в здоровой и чистой стране».
Он обращает внимание, что есть и другие позиции, которые могут стать «точками напряжения» в переговорах о присоединении к ОЭСР. Речь идет, в частности, о тех положениях Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, которые предусматривают предоставление зарубежным регуляторам информации о банковских счетах физических лиц. Много споров вызывают вопросы приватизации и деятельности компаний с государственным участием.
Впрочем, переговоры решено активизировать, не дожидаясь оценки рисков. Профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский говорит о «серьезном политическом настрое на скорейшее присоединение». Майорова говорит, что «теоретически мы можем урегулировать все спорные вопросы в течение следующего года». Но напоминает, что «опыт присоединения к ВТО показал, что ожидания наши не всегда сбываются».