Это будет очень сердитый пост. И, прямо скажем, недостойный аналитика. Аналитику полагается быть взвешенным и соблюдать внешние приличия. Но если честно, соблюдать приличия не хочется.
Кризис 2008 года уже довольно далеко от нас, и как-то позабылась его основная особенность. А именно: мы упали глубже всех и большее всех. По одной единственной причине: слабости российских управленцев. Что в госсекторе, что в частном. Причем вовсе не потому, что нефть там куда-то сильно и надолго провалилась, мировые рынки трясло и все в таком духе. Основной причиной было именно поведение нашей экономической «элиты».
Помните басню о двух лягушках, которые попали в сметану? Одна не сопротивлялась и утонула, а другая боролась, взбила сметану в масло и выжила. Так вот если перенести эту аналогию на 2008 год, то активной лягушкой среди стран БРИК были Китай и Индия, а вялой – именно Россия. Американцы говорят, что кризис – это хороший повод для обновления. Но, увы, не для нас. Полтора года абсолютно все крупные чиновники и воротилы бизнеса, от кого действительно хоть что-то в экономике зависело, сидели и «ждали у моря погоды»: когда цены на нефть и металлы отрастут обратно. Китайцы вертелись, как белки в колесе, стимулировали внутренний спрос, придумывали что-то, что позволит занять население и смягчить негативные последствия кризиса. У нас же было ровно наоборот: сократили все возможные затраты, закрыли все вакансии, кто успел, перекредитовались у государства и затихли, каждый верхом на своем мешке денег. В неизбывной надежде на авось. Авось не подвел.
Теперь на дворе новый виток кризиса. О нем уже полуофициально объявлено устами Минэкономразвития и Минфина. Приятно, что экономические ведомства учли прежние ошибки и поддерживают сценарное моделирование на должном уровне. Можно своевременно принять меры. Что наши финансовые власти и сделали, досрочно сократив все «лишние» расходы.
Например, есть программа реформирования ЖКХ. Которая, конечно, плохая, там много всего разворовывают и все такое, но благодаря которой обветшавшая инфраструктура все-таки худо-бедно обновлялась. И вот в связи с очередным возрождением Госстроя и перераспределением функций управления решено снизить ежегодные инвестиции с 50 до 15 млрд рублей.
Понятное дело, что в сфере ЖКХ имеют место колоссальные злоупотребления: есть оценки, что только 50% выделяемых средств идут собственно на ремонт, а остальное, так или иначе, «распиливается». Трудно это как-то адекватно проверить, но очевидно, что пока за коррупцию не сажают и не стреляют, как в Китае, сокращение инвестиций просто пропорционально снизит объем реконструкции мощностей. Как в старом анекдоте: «Папа, если водка подорожает, ты будешь меньше пить? – Нет, сынок, ты будешь меньше есть».
Надо признать, что это очень удачное решение в преддверии кризиса: и так-то ожидается спад в экспортно ориентированных отраслях, а тут еще мы втрое сократим объем заказов и, соответственно, примерно настолько же занятость в сфере ЖКХ. Да и чтобы не дай бог кто-то из экспортеров не переориентировался на выпуск продукции на внутренний рынок.
Но что такое ЖКХ, в конце концов? Мелочь. Вот есть, например, проект высокоскоростных ж/д магистралей (ВСМ). Давно обсуждается, признан политически верным, инновационным и полезным. РЖД его вроде бы ловко приурочило к Чемпионату мира по футболу. Исходя из соображений, что, по аналогии с Олимпиадой в Сочи, ради престижа правительство даст добро на инвестиции. Но в этот раз не срослось: во-первых, смета на ВСМ примерно втрое превышает стоимость собственно спортивных сооружений, а во-вторых, окупаемость – как у всех инфраструктурных проектов очень не быстрая: лет 30-40, а может даже и 50. Поэтому правительство долго не колебалось и отказало в финансировании проекту ВСМ. С одной стороны, сэкономили. Но экономия эта примерно того же рода, что и в случае с ЖКХ.
Любой инфраструктурный проект (не важно, дорога, аэропорт, канал и т.д.) – это долгосрочные рабочие места, это новые технологии. При условии, конечно, что вы строите по новым технологиям, а не по лекалам 60-летней давности. Это новые отрасли, это потребность в квалифицированном труде, да и просто иное качество жизни.
Кстати, качество жизни это едва ли не самое главное. Я вот, например, люблю при оказии прокатиться на выходные из Москвы в Санкт-Петербург. Езжу давно и часто, могу сравнивать. Так вот, за последние 5 лет в историческом центре Питера значительно поубавилось мест, где, простите, воняет канализацией ввиду ее полного физического износа. И доехать до этого самого исторического центра стало возможно вдвое быстрее благодаря «Сапсану». Более того, за последние 5 лет сама атмосфера в городе изменилась в лучшую сторону: вплоть до снижения уровня преступности. Я уверен, что ничего плохого бы не случилось, если бы канализацию починили по стране повсеместно, а не только в местах скопления органов власти. И скоростной поезд ходил бы по отдельной колее, а не как сейчас, мешая грузовым перевозкам и пригородным электричкам. Да и если шире посмотреть – энергетику бы подтянуть, дороги те же автомобильные, – да много дел на самом деле. Которые надо делать безотносительно цен на нефть, фамилии президента и премьер-министра, а также того, с какой лентой на какие митинги они ходят.
Понятно, что все это требует немалых средств, бюджет не резиновый и на всех сразу не хватит. Минфин, конечно, бюджет сведет. Обрежет практически всех. Как обычно. Оптимально решит задачу на ближайшие три года. Только переживаю я, что в складывающейся ситуации через пять-шесть лет это неизбежно приведет к тому, что в стране упадет качество жизни, вырастет безработица, и всерьез посыплется инфраструктура.
И опять окажется, что «верхи не могут, низы не хотят», и «разруха в головах» в полном соответствии с диагнозом профессора Преображенского. Так надоело бегать по этому кругу, если честно.