Несколько недель назад, без объявлений войны, публичных презентаций и громких заявлений, на российский рынок онлайн-туризма вышел Kayak – сервис по поиску и бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах и автомобилей. Никем почти, кроме профессиональной тусовки, не замеченное, это вторжение может расширить границы российского рынка тревел-сервисов, а заодно изменить его структуру. 

Прежде всего, Kayak – один из крупнейших сервисов по поиску авиабилетов. В конце июля 2012 года компания вышла на IPO, к которому давно готовилась. Размещение прошло довольно успешно – в первый же день торгов максимальная цена за акцию превысила $35 (при стартовой цене в $26). Разместив 3,5 миллиона акций, Kayak выручил $91 млн. Да и сейчас компания хорошо торгуется на Nasdaq. Отличный результат, учитывая текущую конъюнктуру рынка и биржевые неудачи интернет-гигантов в последнее время. 

Вполне логично предположить, что если компания уровня Kayak выходит на российский рынок, она будет бороться на нем за абсолютное лидерство – например, используя партнерство с местными игроками или поглощая их.

В целом, если смотреть со стороны, российский рынок более чем странный. И дело даже не в коррупции или, например, давлении со стороны властей – рынок электронной коммерции это касается в меньшей степени, чем другие отрасли бизнеса. Единственная палка в колесо, которую может ожидать интернет-компания от властей, – это, разве что, какой-нибудь безумный законопроект или постановление (вроде тех, которыми сейчас «радуют» участников медиарынка). Но даже в такой ситуации зарубежной компании работать здесь будет проще, чем российским игрокам, ведь оперировать она будет западным правом. А это, кстати, отразится и на скорости ее работы. Из практики работы «Рамблер Авиа» мне хорошо известно, что работающим на travel-рынке компаниям приходится идти на ухищрения и придумывать сложные цепочки действий, чтобы ускорить обычный процесс подписания договора с партнером.

Особенность российского рынка – его почти невозможно завоевать и стать лидером. Это касается и интернет-бизнеса, которому, казалось бы, дороги не так страшны: Google не сумел отнять первенство у «Яндекса» на рынке поиска, Facebook – у «ВКонтакте» и «Одноклассников» на рынке социальных сетей, Groupon, даже купив российский Darberry, не смог победить своего клона “Биглион”.

Неприступность российского рынка не уникальна – похожая ситуация наблюдается в Германии, где местные игроки под предводительством братьев Самвер активно клонируют успешные американские проекты еще до того, как последние переходят немецкие границы. И потому глобальные проекты вынуждены либо ретироваться, либо – что случается очень часто – покупать своих локальных клонов. Так случилось с Groupon. Так случилось и с Kayak, не сумевшим завоевать более 50% рынка и купившим немецкий сервис Swoodoo (а в Австрии – поисковик Checkfelix).

Рискну предположить, что, подстраиваясь под российские реалии, Kayak здесь тоже изменится. Сегодня сервис заточен, прежде всего, под бронирование перелетов, но у него есть и другие вертикали – например, бронирование отелей и автомобилей напрокат. Хорошие агрегаторы авиабилетов в российском сегменте интернета есть – например, Rasp.yandex.ru, Skyscanner, Aviasales. А вот рынок проката автомобилей, несмотря на хорошую маржинальность, пока не развит. Конечно, приоритетным направлением развития сервиса останутся авиабилеты, но в долгосрочной перспективе Kayak наверняка будет развиваться еще и в сторону отельного бизнеса. Агентства вроде Booking.com в России представлены хорошо, зато качественных агрегаторов в этой сфере мало. Огромный простор для бизнеса.

Но самое главное: скорее всего, приход Kayak на российский рынок – предвестник повышения цен на билеты. Дело в том, что агентства, торгующие билетами, сегодня работают “на будущее”, получая совсем небольшую прибыль или работая в ноль. Kayak – серьезный игрок, и в ноль работать не будет, а низкие комиссии ему не нужны. Больше половины доходов мета-поисковиков сегодня приносит реклама, и агрегаторам необходимо зарабатывать с каждого билета (чтобы не так зависеть от рекламодателей). При этом у всех есть стремление найти пути снижения доли рекламных поступлений в общей структуре доходов. Что делать? Конечно, увеличивать комиссии. Соответственно, агентствам придется повышать цены. В конце концов, ведь зарабатывать деньги хочет не только Kayak, но и сами агентства – и покупателям придется принять это в обмен на хороший сервис.