Фото ИТАР-ТАСС/ИДР

Реформа пенсионной системы не то чтобы остановилась совсем, но, очевидно, забуксовала. Закрытые совещания в высоких кабинетах проходят каждую неделю, ведомства сближают позиции, но граждане по-прежнему не понимают, что их ждет на пенсии. Своим видением ситуации со Slon поделился один из участников процесса – президент «Центра стратегических разработок» Михаил Дмитриев.

– Что происходит сейчас с реформой пенсионной системы?

– Главное, что произошло сейчас и что изменилось по сравнению с серединой лета, – наши власти стали рассматривать этот вопрос в политическом контексте. И с этим, на мой взгляд, связано отсутствие здравых решений. Ни Минфин, ни Минтруд никаких решений сейчас не принимают. Они выполняют технические функции по написанию каких-то записок.

– А как же подготовленная Минтрудом «Стратегия развития пенсионной реформы до 2030 года»?

– Стратегия очень малосодержательна. Предложения, которые ведомства выдвигали в июле, были намного более конкретны. Но это закономерный результат в такой ситуации. Они просто разбавили водой две–три идеи, которые ни у кого не вызывают сомнений, идеи, которые наиболее политически безобидны.

Все остальные вопросы развития пенсионной реформы – это личная оценка рисков Путиным и Медведевым. Но они еще выбор не сделали. На мой взгляд, решение они могут принять любое. Разные люди общаются периодически и с Путиным, и Медведевым, и эта информация доходит до меня. По моим ощущениям, у них нет сейчас четких серьезных ориентиров. Они просто не понимают, где в этой теме ключевые опасности. И не чувствуют проблемы достаточно глубоко. Поэтому решение может быть принято случайным образом, исходя из каких-то поверхностных соображений. Так что мы должны быть готовы к самым экзотическим вариантам.

– В чем вообще проблемы пенсионной системы?

– Наша пенсионная система неэффективна из-за слабости институтов, которые должны ее сопровождать. Но сама по себе она очень современная, и у нее большой потенциал.

– Но ведь в этой системе образовался огромный дефицит и надо что-то делать?

– Никакой срочности в принятии этих мер нет. Речь идет об очень маленьких бюджетных деньгах. 200 млн руб., которые на этот год можно сэкономить, для бюджета не деньги. У бюджета другие проблемы, и их по-другому нужно решать. Просто власти поняли, что пенсионная тема становится взрывоопасной, причем не только в отношении повышения пенсионного возраста. Обратите внимание, в июне вопрос пенсионной реформы рассматривался как технический. Как вопрос, решение которого связано с финансовыми соображениями. После летних дискуссий вектор изменился. И теперь и Путин, и Медведев воспринимают это как политический вопрос.

Любые разговоры на темы пенсионной реформы очень тревожат население, а это властям сейчас не нужно. Я думаю, что первые лица государства сейчас взвешивают именно эту проблему. Их беспокоит не содержание, это уже для них дело двадцать пятое. Им не нужны народные волнения.