Фото ИТАР-ТАСС/ EPA
Один из ключевых факторов экономического кризиса – общее падение спроса в экономике. Падающий спрос ведет к росту безработицы (что, в свою очередь, снижает уровень спроса со стороны граждан!) и падению доходов предприятий, что снижает, в числе прочего, и спрос предприятий на рабочую силу... Круг замкнулся.
Особенно ярко последствия падения общего спроса проявились во времена Великой депрессии. Золотой стандарт тогда еще действовал (с ограничениями, но обмен долларов на золото был возможен...) и падение спроса провоцировало еще и сильное падение цен (дефляцию). Чтобы прекратить падение цен, практиковалось даже уничтожение товаров (уничтожение товаров с удовольствием демонстрировалось советской пропагандой в целях демонстрации звериной сущности капитализма!).
Именно в такой обстановке Кейнс выступил с предложением заместить падающий спрос со стороны граждан и предприятий спросом со стороны государства. Именно спрос на товары и услуги со стороны государства, по его мнению, призван остановить дефляционный коллапс и помощь экономике вновь начать расти. Неизбежным следствием генерации спроса за счет госрасходов является рост государственного долга, а со временем – и рост инфляции.
С точки зрения Кейнса, рост госдолга и инфляция – меньшее зло, чем высокая безработица и сильный экономический спад. Примечательно, что практическое применение идей Кейнса (со многими оговорками!) вывело развитые страны из Великой депрессии. Споры о том, какова была роль собственно кейнсианства, а какова – разразившейся Второй мировой войны, длятся до сих пор, но сам тезис о возможности компенсировать падающий спрос спросом со стороны государства (в основном – на постройку инфраструктурных объектов: дорог автомобильных и железных, линий связи, аэродромов...) доказал свою жизнеспособность.
Крайне интересен тот факт, что 7 сентября 2012 года китайские власти приняли масштабную даже по китайским меркам государственную инвестиционную программу объемом 1 трлн юаней ($157 млрд, или 2,1% ВВП Китая). Программа предусматривает строительство автодорог, взлетно-посадочных полос аэродромов и портов. Состав предполагаемых инвестиций практически полностью соответствует классическим кейнсианским взглядам. А необычная срочность принятия решения позволяет предположить, что реальное положение дел в китайской экономике несколько хуже, чем это рисует официальная статистика.
Для сырьевых рынков (как и для Российского бюджета) столь масштабная программа – положительный фактор, хотя и не очень долгосрочный. Тем не менее, поддерживая свою экономику, Китай невольно поддерживает и российскую. Имея огромные золотовалютные резервы, Китай имеет возможность достаточно долго проводить кейнсианскую политику, не рискуя вызвать кризис государственного долга. А ко времени ее окончания, весьма вероятно, и европейский долговой кризис, так или иначе, разрешится.