Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
Новость о переходе контроля над Polyus Gold от Михаила Прохорова к Сулейману Керимову впечатлила лишь спекулянтов, торгующих на ММВБ-РТС оставшимися в свободном обращении акциями одноименной российской компании. Учитывая слабый рост котировок на Лондонской бирже – основной площадке для Polyus Gold, – можно констатировать, что очередное появление на сцене дельца, успешно реализующего «особые ситуации», не восхитило миноритариев. Так и почти два года назад остались они равнодушны к эффектному ходу Прохорова, вставшего у руля компании, тогда еще имевшей полностью российскую прописку.
Мотивация миллиардера тогда была простой и понятной. Прохоров выражал явное недовольство реализацией ряда крупных проектов и ходом «развода» с казахскими партнерами. Объявленная им программа действий выглядела потрясающе: вывести Polyus в тройку крупнейших золотодобывающих компаний мира путем выгодного слияния и получить премиальный листинг на Лондонской бирже. Все это вместе должно было прибавить к капитализации Polyus десятки процентов. Однако наполеоновские планы так и не были реализованы, и спустя всего полгода Прохоров оставил высший командный пост.
В денежном выражении возможная продажа компании Керимову будет, несомненно, выгодной сделкой. Если принять во внимание тот факт, что в 2003 г. Прохоров, тогда еще в партнерстве с Владимиром Потаниным, отдал за Polyus всего $300 млн. Сейчас его доля в компании стоит на порядок дороже. Однако за последние четыре года капитализация Polyus не выросла совсем – с середины минувшего года стоимость компании, несмотря на впечатляющий рост цен на золото, преимущественно падала. Так что о продаже компании миллиардеру, вероятно, стоило задуматься гораздо раньше, однако, что-то мешало принять подобное решение.
Прохоров, бизнесмен с опытом, наверняка задумывался о том, куда вложить вырученные деньги. Но, как писал классик, для Атоса это слишком много, для графа де Ла Фер – слишком мало. Громкие проекты вроде предвыборной кампании или «ё-мобиля» не требуют многого, а замахнуться на Chelsea из российских миллиардеров осмелился лишь Роман Абрамович. Тем не менее, у успешного продавца «Сибнефти» и Прохорова есть общие черты – вложившись в крупные металлургические компании (Evraz и Rusal, соответственно), оба миллиардера стали пассивными инвесторами, по сути, рантье. Какое-то время Абрамович поднимал своими налоговыми выплатами Чукотку, а Прохоров – сибирский поселок Еруда. Если обсуждаемая сделка с Керимовым свершится, здесь наверняка будут рады очередному щедрому пополнению бюджета.