Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Банкиры не любят обсуждать тему заемщиков, которые не платят по кредитам не потому, что не хотят, а потому, что не могут в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Если банк признает, что хоть редко, но прощает таким клиентам долги, на следующий день с такой просьбой обратятся и те, кому платить просто не хочется. А если скажет, что исключений не делает ни для кого – будет выглядеть жестоким и циничным.

Клиентов, которые не могут платить по кредиту из-за того, что оказались в трудной жизненной ситуации: потеряли работу, стали жертвами стихийного бедствия и т.д., – немного, но своими жалостливыми историями на банковских форумах, появлением в телевизионных сюжетах они создают ощущение масштабной трагедии. Однако в цифрах проблема не так велика: общий объем задолженности физлиц перед банками приближается к 7 трлн рублей, а за два года существования финансового омбудсмена (через этот институт розничные клиенты добиваются смягчения условий по кредитам) заемщикам удалось добиться списания долгов на сумму 2,2 млн рублей. 

Некоторые банки идут навстречу должникам, иногда они списывают полную сумму долга, но чаще – часть кредита. После этого заемщики с удивлением узнают, что у них возникала задолженность еще перед налоговой. Прощенный долг, согласно нормам Налогового кодекса, считается материальной выгодой, с которой гражданин должен заплатить налог 13%.

Под налогообложение попадают иногда довольно крупные суммы. Бывший финансовый омбудсмен Павел Медведев вспоминает о том, что одному клиенту банк мог простить кредит с набежавшими процентами и штрафами на несколько сотен тысяч рублей. От более 2 млн рублей прощенных за два года кредитов бюджет должен был получить почти 300 000 рублей. «С фискальной точки зрения это ерунда, а с моральной – убийственная вещь», – говорит Медведев.

Банкиры давно настаивают на том, чтобы освободить должников, которым они прощают кредиты, от необходимости платить налог с этих сумм. Сейчас эта идея обсуждается в Минфине – департамент финансовой политики поддержал соответствующие изменения в рамках рассматриваемого им законопроекта о финансовом омбудсмене. «Освобождение от уплаты этого налога логично, а то получается, что банк прощает долги, а государство – нет», – говорит источник Slon в ведомстве. Однако департаменту налоговой политики только предстоит принять решение. А его точка зрения будет решающей.

Если поправка будет принята, то избежать налогов удастся не только тем клиентам, которым банки прощают долги, но и тем, кто добивается признания завышенными начисленными штрафами и пени по кредитам.

Slon попросил банки рассказать, какая причина может считаться уважительной для списания долга.

В «Райффайзенбанке» в качестве примера прощения долга приводят ситуацию, когда клиент вышел на просрочку в феврале 2009 года и пытался «остаться на плаву», внося каждый раз не более 80% ежемесячного платежа. «С одной стороны, это не позволяло клиенту вернуться в график, а с другой – продолжало наращивать общую сумму долга. В итоге банк предложил простить часть долга с единовременным внесением оставшейся части», – рассказывает начальник отдела по возврату просроченной задолженности «Райффайзенбанка» Владислав Котельников. В августе этого года в банк «Ренессанс Кредит» обратилась клиентка, потерявшая работу. Ее общая задолженность составляла около 160 000 рублей. Банк списал должнице неустойку, размер которой к тому времени стал значительным, и рефинансировал оставшуюся часть долга.
В «ХКФ Банке» говорят, что основанием для полного прощения долга может быть тяжелая жизненная ситуация, подтвержденная документально, в частности, банк простил долги жертвам наводнения в Крымске – всего жители этого города взяли более 300 кредитов на общую сумму 12 000 000 рублей.
«Абсолют Банк» пошел навстречу наследникам заемщиков, погибших в пермском клубе «Хромая лошадь».