Иероним Босх (ок. 1460 -1516) "Фокусник"

После того как депутаты лишили неприкосновенности Геннадия Гудкова, многие заговорили о новых кандидатах на вылет из Государственной думы, в том числе и среди партии власти. Slon попросил нескольких политологов оценить возможность повторения такого сценария с кем-то из других парламентариев.

Михаил Виноградов,
руководитель фонда «Петербургская политика»:
– Консолидированное голосование ЕР по Гудкову (несмотря на то что депутаты не любят лишать коллег неприкосновенности и отдельно не любят СКП, больше сочувствуя прокуратуре) показало, что урок лояльности выучен неплохо. Депутаты услышали основной посыл: Дума должна, прежде всего, в оперативном режиме и без особых проволочек принимать приоритетные инициативы исполнительной власти, а быть «местом для дискуссий» только во вторую очередь. Прагматической необходимости лишать мандата еще кого-то нет – статус депутата после дела Гудкова снизился в достаточной степени. Излишнее усердие в этом вопросе власти не выгодно.

Марк Урнов, 
научный руководитель факультета прикладной политологии ВШЭ:
– На самом деле, много, кто теперь на очереди – если один раз не получилось, то почему бы не повторить? Я так понимаю, что даже «Единая Россия» раскололась в связи с этой ситуацией. Ходят слухи, что и администрация президента заинтересована в том, чтобы многих погнали из партии. Начинаются разборки, и есть ощущение, что мы все будем наблюдать немаленький скандал. В СМИ кто-нибудь что-то сольет наверняка. Справедливороссы тоже не угомонятся и продолжат выкладывать информацию о «золотых кренделях». Если Единая Россия хочет выжить, то ее руководству придется чистить свои ряды.

Игорь Бунин,
доктор политологических наук, президент фонда «Центр политических технологий»:
– Я не могу, конечно, назвать кандидатуры, поскольку все это решается на самом высшем уровне, а знать божью волю я не могу. Но могу рассказать о двух возможных стратегиях, одну из которых в итоге выберет власть. Первая: полностью переформатировать всю элиту и сделать ее не просто подконтрольной, но совсем зависимой. В этом случае совершенно необходимо будет ликвидировать у депутатов всю зарубежную недвижимость, и плохо придется уже не только всем остальным партиям, но и «Единой России». Вторая: выборочно принимать меры по повышению дисциплины. Вспомним случай с Ходорковским. Одного наказали, все притихли. Случай с несчастным Гудковым из этого же ряда. Видите, три «эсера» уже отозвали свои подписи под парламентским запросом в Конституционный суд на проверку справедливости отзыва мандата Гудкова. Кто это был? Петров, Михеев и Чепа – предприниматели. Получается, что протестовать и восставать сейчас смогут только те, у кого точно нет никакого бизнеса. Мне известно, что его нет у Ильи Пономарева. Поэтому ему, до изобретения какого-то другого способа, ничего не грозит. По известной причине ничего не грозит и членам партии «Единая Россия», но только в случае второй стратегии. Первая коснется всех и будет неудачной для власти. Если раньше в этом стеклянном доме все, на самом деле, дружили, несмотря на идеологические разногласия, как в сатирической книжке «Республика товарищей», то теперь начнется конкуренция и поведение пауков в банке. Теперь все будут говорить, мол, у такого-то есть своя компания, давайте его уберем, а я сяду на его место. Существующий в Думе консенсус разорвется.

Александр Морозов,
директор Центра медиаисследований УНИК:

– Чтобы кто-то «вылетел» из Думы, необходимо решение Следственного комитета или Генпрокуратуры. В ближайшее время никаких новых запросов не будет. Гипотетически для Кремля хорошо бы выкинуть из Думы и Илью Пономарева. Но, я думаю, с ним поступят как-то иначе, чем с Гудковым. Остальным ничего не грозит, хотя, разумеется, большинство депутатов ГД имеют и бизнес, и офшоры, и участвуют в лоббировании. Голосование по Гудкову показало, что нынешняя Госдума – это «парламент самоубийц». Депутаты голосуют за законопроекты, которые уничтожают их собственный социальный вес, респектабельность и окончательно превращают их в клоунов. Они это хорошо понимают и стремятся извлечь выгоду из позиции клоунов. Дальше нас ждет увлекательный сюжет с «национализацией бизнеса». Депутаты будут голосовать законопроект, который позволит людям Путина держать деньги в офшорах, а остальным – мелким предпринимателям – это будет запрещено. Предполагается, что таким образом у нас возникнет «национальная буржуазия». Она и должна будет изображать политическую лояльность.
И Гудков – это просто такой же символический жест, как и посадка Ходорковского. И сейчас, и тогда – никого больше ни изгонять, ни сажать не пришлось. Все поняли, как надо жить. Депутату Исаеву ничего не грозит. Он может продолжать паясничать сколько угодно.