| Глеб Павловский, глава Фонда эффективной политики – Что стоит за этим выговором президента в отношении Минтруда и Минрегиона? Когда Путин ставит такие жесткие сроки, требуя предложений по пенсионной системе, он делает это специально, чтобы они были не выполнены? – Я напомню, что здесь Путин возвращает Медведеву должок, ведь когда тот был президентом, он вел себя точно так же, ставил невероятные даты исполнения для тех или иных задач (скажем, по приватизации и по другим вопросам), потом эти решения, конечно, не исполнялись, Медведев отчитывал министров. Конечно, такие нагоняи не имели особого значения, они носили скорее характер такого детского школьного поддразнивания, и сейчас Владимир Владимирович отвечает точно таким же образом. – То есть никакой серьезной проблемы за этим не стоит? – Проблема есть, и она не связана напрямую именно с Министерством труда или Минрегионом, ведь точно таким же образом можно разнести любого министра, действия каждого из которых сейчас представляют собой загадку. Отчасти это проблема премьера, но и президент ответственен тоже – ведь он не оставляет для министров коридора, в котором они могли бы действовать самостоятельно, без необходимости согласовывать каждый шаг. И в этой ситуации возникает ползучий правительственный кризис. – Который может закончиться кадровыми перестановками? – Я бы удивился, если бы Дмитрия Медведева отправили в отставку в этом году, это было бы слишком радикально. Но премьер и правда подставляется, принимая ситуацию такой, какая она есть сейчас. Если правительство считает условия своей работы хорошими, если оно не выносит свое недовольство в публичное пространство, то возникает вязкая ситуация, при которой президент может спикировать на кого угодно, разнести любого министра. – Конфликт между Сечиным и Дворковичем укладывается в эту схему конфликта между администрацией и правительством? – Их конфликт – это, в первую очередь, столкновение разных концепций того, как должна проводиться политика в нефтегазовой отрасли, но Путин не мешает этому конфликту развиваться. – Это политика «разделяй и властвуй»? – Ну такая манера управления как раз не несет в себе ничего нового, она практиковалась еще со времен первого путинского срока, и это вполне привычная схема – послать двусмысленный сигнал и заставить обе стороны его трактовать по-своему. – Можно ли все-таки говорить о формировании двух центров силы – в правительстве и в администрации, особенно после того как Владимир Путин привел в аппарат администрации множество своих бывших министров? – Центр власти сейчас сосредоточился лично в руках Владимира Путина. Но, что бы ни говорили про администрацию президента, у нее есть только контрольно-блокирующий аппарат и нет всей той инфраструктуры принятия и исполнения решений, которая есть у правительства, и сколько бы экс-министров ни попало в президентскую администрацию, ситуацию это не изменит. – Получается, основная проблема в том, что власть у Путина есть, а инфраструктуры для ее реализации нет? – Нет, не в этом, Путин вполне мог бы использовать правительственную инфраструктуру, но вместо того, чтобы наладить работу с ней, он свое основное внимание уделяет каким-то совершенно второстепенным вопросам. Мы видим, насколько значимыми для его администрации (и, видимо, для него лично) оказываются такие вопросы, как контроль над работой НКО, как ограничение демонстраций, как дело Pussy Riot – то есть все внимание президента уходит просто на другой класс решений. А правительство вынуждено в это время тормозить свою работу в ожидании отмашки по тому или иному вопросу. Это может привести к настоящему правительственному кризису. |