Фото: Reuters/Yamm Hole
Вряд ли кто-то в здравом уме будет отрицать, что никотин, содержащийся в сигаретах, – это наркотик, который держит 44 миллиона россиян на ежедневной дозе. Доход табачной индустрии от продажи 400 миллиардов доз ежегодно превышает $15 млрд. Экономический ущерб от широкого распространения курения, по оценке Минздрава, в 2011 году составил более триллиона рублей. Как известно, Россия первая в мире по распространенности курения, а наш рынок сигарет для табачных компаний является вторым по объему. Угроза снижения продаж для четырех табачных компаний, контролирующих более 90% национального рынка, толкает табачный бизнес на поиск лояльных сторонников. И этот поиск весьма успешен. Минздрав России второй год безуспешно пытается убедить коллег из правительства в необходимости принятия жестких запретительных мер, направленных на сокращение курения. Эффективность запретов и высоких цен на сигареты как мер, направленных на сокращение курения, подтверждают сами табачные компании в годовых отчетах инвесторам (например, об успехах мер во Франции, Польше можно почитать в отчете Philip Morris за 2008 год). Соответствующий законопроект был представлен публике в августе 2011 года. Дискуссия вокруг ключевых положений закона (запрет курения в общественных местах, сокращение шаговой доступности табака и повышение цен) вскрыла настоящий заговор по блокированию невыгодных для табачного бизнеса законопроектов. В 2011 году основные усилия «заговорщиков» были направлены на то, чтобы убить закон на стадии согласования с другими министерствами и не допустить его вынесение в правительство. Летом 2012 года стратегия изменилась – приоритет был отдан не министерствам, а околоправительственным структурам, чьи лидеры являются членами правительственной комиссии по законодательной деятельности. Первый участник «табачного заговора», по моему мнению, – ФГУП «Институт сравнительного законодательства и правоведения» – возглавляется членом этой комиссии госпожой Хабриевой. Любой законопроект, исходящий от правительства, в соответствии с регламентом должен пройти экспертизу института. Удивительно, но руководство института не считает конфликтом интересов параллельное выполнение научно-исследовательских работ на табачную тематику по заказу компании Philip Morris и экспертизу антитабачного законопроекта Минздрава. Как минимум одна работа этого правительственного института была оплачена крупнейшим производителем сигарет в 2012 году через юридическую компанию DLA Piper. По странному стечению обстоятельств получение гонорара от Philip Morris совпало со сверхжестким отзывом на последнюю версию законопроекта об ограничении курения. Институт взял на вооружение меры, предлагаемые Минздравом. В 2011 году эксперты института поддерживали здравоохранное ведомство, а в нынешнем взглянули на ограничения курения свежим взглядом. С документом можно ознакомиться по ссылке в конце статьи. Мне очевидно, что институт не должен был выполнять экспертизу закона для правительства, имея контракт с компанией, против деятельности которой направлен данный закон. Второй фигурант в заговоре против Минздрава за сохранение стабильных продаж для иностранных табачных компаний – РСПП. Эту структуру возглавляет А. Н. Шохин, также входящий в правительственную комиссию по законотворческим инициативам. Именно через РСПП, как я считаю, табачные компании профинансировали оценки Высшей школы экономики и РАНХ в рамках подготовки оценки регуляторного воздействия. «
», – гласило, в частности, заключение. Затем позиция против антитабачного законопроекта была разослана в администрацию президента и правительство. Проблему сохранения низких цен на сигареты, сохранения открытой выкладки гламурных сигарет у касс супермаркетов, возможности беспрепятственно курить в ресторанах, невзирая на риск рака легких и эмфиземы у официантов и барменов, активно поддержали СМИ. Неудивительно, что медиаподдержку (рассылку пресс-релизов и прочее) этой активности РСПП осуществляла пиар-компания, обслуживающая Japan Tobacco и Philip Morris, – PR Inc. Основной посыл экспертов РСПП заключается в том, что запрет на выкладку и демонстрацию табачных изделий, запрет на продажу табачных изделий в киосках, запрет на курение во всех общественных местах, запрет на корпоративную филантропию производителей смертельно опасных товаров обрушат российскую экономику. Создается ощущение, что все у нас держится только на табаке и стоит сократить его потребление, все случится, как в старом стихотворении для детей: «...враг ворвался в город, пленных не щадя, от того, что в кузнице не было гвоздя». В роли гвоздя выступает, соответственно, табачная продукция. Скоро станет известно, услышит ли правительство табачные компании, озвучивающие свои идеи устами РСПП и ИЗСиП. Также в ближайшем будущем станет ясно, будет ли позволено данному ФГУП и дальше проводить экспертизы антитабачных инициатив. Есть надежда, что в действиях института будет усмотрен конфликт интересов.