Фильм «Невинность мусульман» оставил уже после себя несколько десятков трупов в разных странах: не только труп американского посла и троих дипломатов-янки в Ливии; по-видимому, и еще оставит трупов.
Поражает в этой ситуации, что в разгар самых буйных демонстраций против фильма французcкий журнал карикатур CharlieHebdoвдруг печатает – а французские официальные лица никак не препятствуют публикации – карикатуры на пророка Мухаммеда, притом что во Франции мусульманское население уже где-то от шести до восьми миллионов насчитывает. Неужели тупоумие? Да нет же, обыкновенная драчливость, заставляющая пускать в ход кулаки хулиганов всех стран. Кажется – ну ладно янки, они всегда были заносчивыми грубиянами и дебоширами, их империализм во внешней политике известен, они тиранили Латинскую Америку как семья Цапков Кущевку, а теперь тиранят весь мир. Янки, понятно, не считают нужным уважать чужие верования, но французы, родина Просвещения, родина энциклопедистов, Вольтера, Французской революции, где «Свобода, равенство, братство» на знамени! Им-то так вроде бы не пристало вести себя. Но французы!
Можно было легко воздержаться от нападок, ведь знают по опыту, что протесты будут и жертвы будут. Вот в русскихтюрьмах воздерживаются же зэки от грязных ругательств в адрес родителей друг друга. Никакого соглашения не подписывали, но воздерживаются, я сам несколько лет проверял. А тут! Эх, янки, эх, французы! А еще называют себя цивилизованными нациями. А всего-то надо удержаться и не обозвать.
Вообще-то в мире немало табу, которые мы добровольно соблюдаем. Не принято бить детей по головам, толкать стариков, испражняться в общественных местах, писать в церквях, мечетях и синагогах. Бесчисленные миллионы никаких обязательств не подписывали, но соблюдают. Те единицы, которые не соблюдают, идут в тюрьму, если пойманы.
Но со времен
Салмана Рушди задирать мусульман стало европейской мрачной развлекухой. То датские (датские, блин! Из страны селедок!) карикатуристы карикатуры подбросят – и трупы неизбежно последовали (только не карикатуристов). То
пастор Джонс Коран сожжет, и в ответ талибы взрывают десятки американских солдат в Афганистане. И вот дуплетом, из двух стволов сейчас по пророку ударили: «Невинность мусульман» и карикатуры в Charlie Hebdo. Хулиганье. Диагноз: нетерпимость.
В снежной России, впрочем, свои появились хулиганы. В атмосфере общественного негодования после несвободных выборов 4 декабря, вдохновленная антипутинскими протестами группа молодых женщин пришла в церковь Христа Спасителя и немного подергала струны гитар, прокричав: «Богородица, Путина прогони!»
Это, конечно, удар ниже пояса. Там удар, где не принято бить, разве что в боях без правил бьют повсюду, но и там, говорят, есть свои договоренности и конвенции. Являться в церковь с политическим statement до сих пор было не принято, хотя поэт Александр Блок писал про свирепых гуннов, которые будут «в церковь гнать табун». Молодых женщин нашли и арестовали. За то, что пригнали табун.
А далее уже эти женщины отделились от своего деяния и стали жертвами режима. И началась совсем другая история. Российские либералы начали размахивать этими жертвами как знаменем. Российские верующие приняли этот вызов либералов и вступились за церковь, дескать, три женщины осквернили площадку, где верующие встречаются с Богом. И стали заступаться, заметьте, не за Путина, который из этой истории был обеими сторонами, по молчаливому согласию, удален, а за церковь, и за веру, и за Бога. Так конфликт был из политического превращен в конфликт – какой же, догадайтесь?
А в конфликт XIX века, – мы все в учебниках учили: между западниками (про-PussyRiot) и славянофилами (анти-Pussy Riot). Определенную ноту бытового извращения в конфликт вносило и вносит непристойное само название группы «музыканток» Pussy Riot – «Бунт женских гениталий».
Бунт женских гениталий поддержали на Западе. За них вступились звезды шоу-бизнеса. Что такое звезда шоу-бизнеса? Это, как правило, немудрящие и недалекие люди, их таланты не в их IQ, они поддержали западников в лице этих трех свистушек.
История с тремя молодыми женщинами – архаичный конфликт нашего неравномерно развивавшегося и долгие годы замороженного общества. Ей место в конце XIX века: именно тогда молодая еще Европа восставала против попов, и юный социализм шел в этой борьбе впереди. Против клерикализма.
Сегодня – такой конфликт удручает. И церковь российская далеко не так популярна, как ей самой кажется. И либералы, с воем подхватившие «Бунт женских гениталий» как свое знамя, поступили нерасчетливо. Они задирают русский народ, как какой-нибудь пастор Джонс, как создатели фильма «Невинность мусульман», как карикатуристы Charlie Hebdo. Они задирают русский народ, как Запад задирает мусульман. Они нетерпимы к народу.