© РИА Новости/Михаил Мокрушин

По предварительным, но вполне достоверным данным, парламентские выборы, состоявшиеся первого октября в Грузии, выиграла оппозиционная коалиция миллиардера Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта». Она набирает более 56% голосов избирателей, тогда как партия Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» – лишь около 40%. Это результаты выборов по партийным спискам. 

Грузинский парламент формируется на смешанной, пропорционально-мажоритарной основе. 77 депутатов избираются по партийным спискам и 73 – в одномандатных мажоритарных округах. Тут тенденция иная: правящая партия смогла победить в большинстве округов, что дало повод президенту Саакашвили заявить, что ЕНД все-таки сможет сохранить большинство в парламенте. Но при всем его таланте и энергии, Михаилу Саакашвили уже вряд ли удастся справиться с лавиной, сорвавшейся первого октября. Произошел важный психологический надлом: бюрократия и элиты убедились, что Мишико, оказывается, может проиграть. Оппозиция уже празднует победу и вполне может произойти, что мажоритарии, представляющие «Национальное движение» и победившие в регионах, потянутся к новой силе – Бидзине Иванишвили. Миллиардер тонко чувствует этот момент. Именно поэтому в первом же интервью после выборов он призвал всех, кто до сих пор «смыкал ряды» вокруг Саакашвили, оставить прежнего лидера и перейти в его команду. Разумеется, не все, но значительная часть тех, кто до сих пор считался соратником президента на местах, наверняка прислушаются к призыву нового лидера страны.

Почему же все-таки Саакашвили проиграл? Усталость общества от его бурного правления и шоковых реформ ничего не объясняет. Как и поражение в войне с Россией. В конце концов, кто России не проигрывал? Только тот, кто с ней не воевал. 

Конечно, накапливалось недовольство и у старшего поколения, с которым не считался Саакашвили и продвигаемая им молодежь, у уволенных чиновников и профессуры, у сторонников традиционных кавказских ценностей, которые Саакашвили заменял европейскими. От Саакашвили просто начали уставать – скоро десять лет у власти как-никак. Но еще в августе, по всем опросам самых авторитетных организаций (в том числе американских NDI и IRI), «Национальное движение» лидировало с соотношением два к одному. Но в сентябре произошло событие, в корне изменившее ситуацию: грандиозный «тюремный скандал», потрясший общество. Шокирующее видео пыток и издевательств над беспомощными заключенными оказались тем аргументом, на который Саакашвили так и не удалось ответить. Особенно в Тбилиси с его «микросоциумом», кардинально отличающимся от остальной страны. Именно в Тбилиси правящая партия потерпела самое сокрушительное, просто разгромное поражение на всех без исключения участках и в обоих типах выборов, как мажоритарных, так пропорциональных, с соотношением 80% против 20%. А ведь в столице живет треть населения страны! После медийной атаки с «изнасилованием метлой» Тбилиси превратился в Вандею, которая не просто восстала против власти, но сумела ее победить. 

Все рассуждения об «успешной реорганизации» команды Саакашвили уже не более чем пустая риторика. Первого октября Миша проиграл главную битву. Он ведь боролся не за сохранение личной власти после 2013 года, когда истекает второй, и последний, срок его президентских полномочий, а за свою команду, которой хотел доверить дело всей своей жизни после неминуемого ухода. Но тбилисская Вандея не дала осуществиться наполеоновским планам дальнейшей полувековой трансформации и строительства города солнца на Черноморском побережье Кавказа: миллиардер Иванишвили приводит к власти совершенно другую генерацию и социальную группу, априори не способную воспринять, тем более продолжить реформы Саакашвили.

В который раз подтвердилось, что хитро составленная медийная провокация может изменить судьбу политика, страны и даже ход истории. Кадры изнасилования заключенных каждый горожанин, живущий «не хлебом единым», экстраполировал на себя, и никакие прозрачные стеклянные Дома юстиции от Саакашвили, где паспорт можно заказать вместе с кофе, уже не могли изменить решение избирателя, в страшном кошмаре оказавшегося на месте зека, привязанного к решетке. Притом что было изнасилование или нет, вопрос все еще спорный. Грузинская прокуратура утверждает, что за инсценировку изнасилования и распространение злополучного видео этот самый Бедукадзе, исчезнувший сейчас где-то в Европе, получил от неназванного лица два миллиона долларов. 

Но кому все это интересно после того, что уже свершилось? Разве только историкам, которые в будущем будут изучать в Грузии «эпоху Саакашвили» с ее бесспорными достижениями и решающим поражением, приведшим к смене власти в стране. В том, что в минувший понедельник в Грузии начался именно процесс смены власти (даже несмотря на все выкладки и проценты по мажоритариям и партийным спискам), уже никто не сомневается. Поэтому нет и особых столкновений. Дело, как говорится, сделано. Грузия Бидзины Иванишвили будет совершенно иной. В том числе, разумеется, и во взаимоотношениях с Россией. Но это уже другая тема.