© uniofweb.ru

История поиска как навигации началась не с «Яндекса». До недавнего времени привычный и логичный для большинства способ запустить приложение или найти документ – это выбор из предложенного списка. Файлы в папке, иконки на рабочем столе и как торжество поиска – специальное поле в отдельной программе. Предположим, в адресной книге. Основное устройство для подобной коммуникации – мышка, тачпэд или тачскрин (с иконками) – но не клавиатура. Все-таки история графического интерфейса Windows приучила нас к мышке и курсору. Любой гик скажет, что с клавиатурой работать быстрее и удобнее. А технологии позволяют использовать поисковую строку не только для поиска информации, но и для банальных действий: поиск и запуск установленных приложений, поиск и открытие документов, поиск и последующее прослушивание музыки. Это и Spotlite в MacOS, и поисковая строка в Android. Это и бесчисленное количество лаунчеров вроде Alfred или Quicksilver. Однако, несмотря на то, что абстрактный Photoshop удобнее запускать, набрав в поисковой строке «Ph...» и нажав Enter на иконке, которая тут же будет в результатах поиска, большинство идут старым, проверенным путем – открывают папку «Приложения» и ищут глазами иконку среди десятка других, наводят курсор, кликают и, наконец, запускают. Теперь появился «Яндекс.Браузер». Оставим технологические внутренности специалистам. Главный элемент – поисковая строка – призван научить пользователей новому виду и качеству навигации. Набираете «почта» – попадаете в свой почтовый ящик. На «Яндексе», конечно. Набираете «facebook» – вуаля, открывается Facebook. И никаких адресов. Все просто и осваивается в процессе использования браузера. При такой работоспособности поисковая строка – идеальный интерфейс. Добавим туда ради удобства ссылки на часто используемое – и все. Больше ничего не надо.

Но это мечта «Яндекса». Мечта хорошая, но, к сожалению, нереальная. Если бы все люди выбирали красивые и лаконичные интерфейсы – мир был бы совсем другим. Не было бы браузеров, обвешанных социальными рюшечками, которые мигают при первой возможности, как и всплывающих анимированных баннеров. Много чего не было бы. Только эта высокотехнологичная поисковая строка, и она, возможно, принадлежала бы Яндексу.
Следующий этап: прогнозы о доле рынка и перспективах нового продукта. И тут все больше вопросов. Во-первых, «Яндекс.Браузер» заточен под русскоязычного пользователя, что, безусловно, для этого самого пользователя прекрасно. Но получается, что для других пользователей продукт бесполезен. Зачем жителю Америки хорошая работа с русским языком? Удобный перевод, интеграция с Punto Switcher, которая как раз позволяет набирать текст каким угодно способом и все равно получить нужный результат. Правильно, незачем. То же касается и плотной интеграции с другими сервисами «Яндекса». Почта, диск. Это все прекрасно, но абсолютно не нужно за пределами яндексовской инфраструктуры.
Про Facebook раньше говорили, что это “интернет внутри интернета”. Что отчасти правда: в общем и целом оттуда можно не вылезать, нисколько не теряя в широте развлечений и медиапотребления. По идее, «Яндекс.Браузер» должен стать таким интернетом в будущем, замкнув на себе всю портальную инфраструктуру.
Кем будут жители этого интернета? Кем-то средним между пользователем Mail.ru, которого не тошнит от обилия розовых сердечек, и продвинутым локальным гиком, который по тем или иным причинам не пользуется сервисами Google? Возможно.
Пока же «Яндекс» сделал отличный интерфейс и хороший браузер, который, возможно, научит многих по-новому подходить к использованию поисковой строки, еще больше привяжет лояльных пользователей к своему сервису и будет все также бесполезен для тех, чей мир не ограничен рунетом.
А ведь если бы подобный фокус c поисковой строкой провернул Google – мир стал бы совсем другим.