© rozhall.com

Взаимоотношения матери и ребенка во время беременности и сразу после нее – это одна из самых загадочных областей биологии. Здесь все время происходят какие-то неожиданные открытия. Например, выясняется, что у молодых матерей интенсивно растет серое вещество в мозге, особенно если им нравятся их дети. А еще есть данные о том, что беременность протекает успешно благодаря вирусам, которые подцепили наши предки: инфекция превратилась в полезные генетические элементы, необходимые для правильного формирования плаценты и вдобавок защищающие ребенка от нападения иммунной системы матери. Другие исследования предполагают, что одна из вероятных причин мужской гомосексуальности – это наличие старших братьев, причем дело не в воспитании, а в физиологии беременности: в том, что уж на третьего-то ребенка мужского пола все-таки развивается иммунный ответ.

Очередной вклад в коллекцию увлекательных историй про беременность – свежая статья в журнале PLoS ONE. Ее авторы проанализировали образцы мозговой ткани, полученные от 59 умерших женщин, и в 63% случаев нашли в мозге женщин мужскую ДНК, а именно – ген DYS14, специфичный для Y-хромосомы. Раньше уже было известно, что во время беременности мать и эмбрион могут обмениваться фрагментами ДНК и даже целыми клетками, но это первое исследование, в котором доказано, что попавшие в кровоток матери гены ребенка способны проникать через гематоэнцефалический барьер и обнаруживаться в тканях мозга даже через много лет после беременности – до сих пор такие данные были получены только на мышах, но не на людях. 

В остальном исследование ставит много вопросов, на которые пока нет ответа. Исследователи сравнили образцы мозга женщин, страдавших болезнью Альцгеймера, с образцами от женщин без неврологических нарушений. Они обнаружили, что в мозге здоровых женщин фрагменты ДНК мужчин встречаются чаще, однако призывают общественность не писать заголовков типа «Беременность мальчиком спасает от болезни Альцгеймера», потому что отличия статистически незначимы. 

В распоряжении ученых не было полных данных о количестве сыновей у участниц эксперимента, но как минимум про двух женщин известно, что сыновей у них не было вообще. Это, впрочем, ни о чем не говорит, потому что беременность могла закончиться выкидышем или абортом; авторы также отмечают, что мужская ДНК могла появиться от брата-близнеца (в том числе исчезнувшего во время беременности), от старшего брата (поступив из организма матери при следующей беременности) или даже в результате переливания крови. Но главный вопрос, требующий дальнейших исследований, – это вопрос о смысле происходящего, о том, работают ли чужеродные гены, проникшие в мозг беременной женщины, и если да, то что они делают и приносит ли это матерям мальчиков какую-нибудь пользу.

Пока что проникновение генов плода в мозг матери – это просто забавное явление, практические следствия которого остаются непонятными. Гораздо больше пользы приносит ДНК плода, циркулирующая в крови матери: ее исследование – это перспективный метод пренатальной диагностики, выявления генетических нарушений ребенка. Проще всего определить крупные хромосомные нарушения: если в кровотоке, например, слишком много генов из 21-й хромосомы, то есть основания предполагать, что и самих 21-х хромосом слишком много, то есть речь идет о синдроме Дауна. Такие методики существуют, и последние несколько лет их постепенно совершенствуют, чтобы со временем ввести в повседневную практику. 

А этим летом ученые (кстати, из того же Вашингтонского университета, в котором обнаружили мужскую ДНК в мозге женщин) смогли с 98-процентной точностью прочитать целый геном плода, используя только кровь матери (и слюну отца, чтобы смотреть, что пришло от него). Пока что полное прочтение генома будущего ребенка не входит в стандартный набор анализов для беременных, но, судя по скорости развития биотехнологий, мы доживем до этой прекрасной эпохи.