© REUTERS/Mike Segar
Генеральная схема развития газовой отрасли предусматривала экспорт газа в 2012 году на уровне 187 млрд м³. Реальный объем будет примерно на 50 млрд м³ ниже, но зато планы строительства трубопроводов выполняются с опережением докризисного графика. С вводом в строй второй нитки «Северного потока» суммарная мощность экспортных газопроводов Газпрома достигла 255 млрд м³ в год. В ближайшем будущем монополист планирует реализовать проект «Южный поток» и, возможно, проложить еще две нитки Nord Stream. Забудем Украину, транзитное значение которой будет равно нулю, и подсчитаем общую мощность остальных экспортных магистралей Газпрома. Итак, действующие газопроводы, исключая украинские, могут обеспечить экспорт в объеме 113 млрд м³ в год. «Южный поток» доведет суммарную мощность до 178 млрд м³ в год. При этом долгосрочные контракты Газпрома гарантируют экспорт в объеме 158 млрд м³ в год. Понятно, что даже для заполнения «Южного потока» придется сократить транзит газа по принадлежащим Газпрому газопроводам Белоруссии. Третья нитка «Северного потока» останется наполовину пустой даже в случае полного отказа от белорусского транзита. С учетом невостребованных украинских газопроводов суммарная пропускная способность вообще достигнет астрономического уровня – 374 млрд м³ в год! Опыт показывает, что для строительства газопроводов нужны не экспортные контракты, а политическая воля и «правильные» подрядчики и посредники. Необходимые деньги будут обеспечены повышением цен на газ для российских потребителей или будут просто взяты из госбюджета. Однако среди множества ненужных газопроводных проектов есть один, от реализации которого могут выиграть как Газпром, так и европейские импортеры. Этот проект – продление газопровода Nord Stream до Великобритании (без строительства дополнительной нитки из России в Германию). Новый трубопровод позволит потребителям Германии покупать дополнительные объемы российского газа по британской цене. В последние три года средняя цена российского газа на границе Германии была примерно на 30% выше британской цены NBP, так что отбор более дешевого топлива из объемов, идущих транзитом через территорию Германии, представляет коммерческий интерес. Напомню, что в настоящее время именно так Польша отбирает транзитный газ из газопровода Ямал – Европа. Разумеется, нельзя гарантировать, что цена на газ в континентальной Европе всегда будет выше британской, но потребителям полезно иметь выбор между нефтяной и спотовой индексацией газовых цен. Новая нитка в Великобританию поможет увеличить объемы экспорта российского газа, так что Газпром тоже окажется в выигрыше. На мой взгляд, снижение газовых цен будет полезным для газового монополиста. Небольшая прибыль с больших объемов продаж все же лучше, чем большая прибыль при постоянно снижающемся экспорте.