Не во всякое зеркало приятно смотреться, а иногда все же хочется. Россия никак не может уйти от неожиданного вопроса о том, имеют ли чувства верующих возможность ограничивать свободу слова. Большинству, которое за охрану чувств верующих, нужна какая-то аналогия за рубежом, но подходит для этой цели опыт далеко не всякой страны. В качестве зарубежного опыта не хороши ни Восток, ни Запад. На Западе за такое давно не осуждают, а кое-где на Востоке осуждают еще как, но Иран, Пакистан или Саудовскую Аравию примером для России не считают даже те, кто за обвинительный приговор Pussy Riot. Куда смотреться?

Правильный выбор зеркала 

Итак, равняться на Запад не модно, а на Восток – не принято. А вот Греция – удобный во всех отношениях пример. По всем формальным критериям это самый настоящий Запад: демократия, свобода печати, открытая экономика и сменяемая власть. Но это православный Запад со своими, близкими нам мировоззренческими установками, да еще и с формальной ответственностью за оскорбление чувств верующих в Уголовном кодексе. В списке американской организации ARDA, ранжирующей государственный протекционизм в отношении религий, Россия по состоянию на 2005 год занимала 13-е место, а Греция – аж 3-е, благодаря тому что церковь здесь не отделена от государства, священники получают государственную зарплату и преподают Закон Божий в школах. Когда я месяц назад писал, что в Греции бывает за богохульство, применение соответствующей статьи было редким и никогда не приводило к реальным срокам. Но теперь появился свежий случай, когда человека арестовали и собираются судить по этой статье. Неудивительно, что первую появившуюся новость на этот счет ряд российских СМИ прокомментировали с плохо скрываемым облегчением. Реальная цитата: «Вопящие по поводу пусек европейские правозащитники не хотят замечать, как наказываются подобные инциденты в мире». Но на поверку выясняется, что Греция – еще не весь мир, да и вряд ли тамошнему блогеру грозит реальный срок.  

Летающий макаронный монстр по-гречески

Арест для 27-летнего жителя острова Эвбея был как гром среди ясного неба. Согласно сообщению полиции, после получения «тысяч жалоб» от православных верующих специальное управление по борьбе с электронной преступностью по следам в интернете вычислило нарушителя. Целая делегация сотрудников управления явилась в дом к подозреваемому и после осмотра ноутбука арестовала его за ведение странички «Старца Пастиция». Блогер провел ночь в каталажке, потом предстал перед прокурором и был отпущен домой до суда. Ему грозит до двух лет лишения свободы по 198-й статье греческого уголовного кодекса, карающей за богохульство, и еще столько же по 199-й статье, которая карает за «публичное и злонамеренное оскорбление Восточной православной Христовой церкви или другой религии, приемлемой в Греции». 

Содержание странички уже удалено, а блогер дал лишь одно интервью местным СМИ, в котором отстаивает свою позицию, однако по цитатам и перепечаткам удается восстановить картину. Блогер решил высмеять старца Паисия Святогорца, знаменитого афонского монаха, которого многие православные считают провидцем и чудотворцем. Старец Паисий долгие годы принимал у себя в афонском скиту страждущих и скорбящих верующих, которым помогал жизненным советом. Умер он после тяжелой болезни в 1994 году. 

В сатирическом изображении блогера старец Паисий превратился в «старца Пастиция» (пастицио – это запеканка из макарон с мясом и соусом бешамель). Для смыслящих в католичестве это был бы какой-нибудь падре Пио Лазанья, а по-русски это мог бы быть старец Макароний. Или вот ближайший аналог – твиттер от имени персонажа Светящий патриарх. На страничке Пастиция в Facebook появились коллажи, где вместо лица у одетого в монашескую рясу персонажа – макароны. В общем, перед нами греческий извод пародийной религии «Летающего макаронного монстра», или «пастафарианства» – сатирического изображения религии как пустого и вредного мировоззрения. Непосредственным поводом для создания этого «движения» стало решение суда в США, который разрешил ввести в школьный курс концепцию «разумного замысла», пытающуюся примирить научные данные о происхождении мира и человека и то, что написано на этот счет в Библии. Греческий блогер к тому же высмеивал сообщения о чудесах, которые приписывают старцу Паисию, и называл их обманом. 

Арест расколол общественное мнение страны: в то время как ультраконсерваторы радовались задержанию блогера и уничтожению страницы в интернете, либералы выступили с категорическим протестом и потребовали упразднения самого закона, который позволил арест.

 Действие рождает противодействие

Греческий Союз за права человека сообщил в специальном заявлении, что арест был произведен «после реакции православных кругов и политических указаний, которые исходили от партии «Золотая заря». Эта партия, чей флаг до смешения напоминает флаг нацистской Германии, произвела шок в греческом обществе весной этого года, впервые пробившись в парламент страны. «Золотая заря» многие годы провозглашала расовое превосходство греков, а придя в парламент, отметилась такими акциями, как «сбор греческой донорской крови только для греков». Противники «Золотой зари» обвиняют ее членов в нападениях на мигрантов негреческой внешности, хотя сами представители партии это отрицают. Неонацистские убеждения не мешают церковному благочестию партийцев: именно от одного из их депутатов исходил запрос, который, как подозревают правозащитники, и привел к задержанию блогера.

 Леворадикальная оппозиция из партии СИРИЗА, в свою очередь, подготовила собственный запрос, потребовав от властей разъяснить, почему страничка в интернете была признана столь опасной для общества. Леворадикалы, лишь недавно с небольшим отрывом проигравшие выборы, требуют вообще отменить статью за богохульство, и им вторят правозащитники: «Даже если бы мы хотели забыть о существовании преступления, которое защищает Бога от оскорблений, как будто Бог нуждается в прокуратуре, мы не можем этого сделать... Ответственность за богохульство следует отменить. Если кого-то оскорбляют слова другого человека, уголовное право имеет инструменты, чтобы защитить его личность, а с богохульством пора заканчивать», – говорится в заявлении Союза за права человека.

В социальных сетях, да и в мейнстримных СМИ Грецию тут же стали сравнивать с Ираном. Греческое общество атеистов объявило о сборе средств на адвоката создателю «старца Пастиция». Как сказала Slon представитель общества атеистов Татьяна Рапакулья, за первый день удалось собрать 200 евро, а на вопрос несколькими днями позже, сколько добавилось к этой сумме, она не ответила. Атеисты не пользуются в греческом обществе особенным институциональным влиянием: неправительственная организация «Общество атеистов» создана в 2010 году и насчитывает пока что всего 250 членов. Безбожники провели немногочисленный пикет на площади Синтагма с требованием прекратить преследование блогера. 

«Православие является традицией греческого народа на протяжении многих лет, и большое число греков являются православными, но это не оправдывает связь между государством и церковью... Нет никакого смысла выступать против религии как таковой, каждый имеет право верить, во что он хочет. Но правом человека не является, чтобы церковь содержали на налоги всех остальных, чтобы с ней обращались как-то по-особому и чтобы религиозное понятие богохульства занимало государственные органы», – говорит Рапакулья.

Но такая умеренная позиция – уже почти редкость в Греции. В минувшие выходные несколько десятков противников религии провели в афинском районе Эксархия целый пародийный молебен и крестный ход, посвященный «старцу Пастицию», видео с которогосразу разошлось по греческому интернету. Довольно тщательно разработанное шествие включало большую мясную запеканку со свечками, пародийную икону старца Пастиция, хоругвь с макаронным монстром, а главное – целую службу пародийному святому, которая включала многочисленные издевательства над правыми и церковниками, а также изощренную игру с богослужебным древнегреческим языком. «Мы против закона о богохульстве, долой православную теократию!» – скандировали собравшиеся. Даже официальное молчание Элладской церкви, которая не призывала ни карать, ни миловать блогера, не помогло: гнев направлен именно против церкви, и лишь во вторую очередь – против государства.

Реальный срок блогеру маловероятен: подобных прецедентов по греческим законам в последние десятилетия не было. Не стоит ожидать и беспорядков на религиозной или антирелигиозной почве. Однако арест и последующие столкновения мнений быстро привели к тому, что конфликт между частью общества и церковью вновь обострился, и некоторые его участники вполне сознательно пошли на его эскалацию. А если вспомнить греческие долги и тот факт, что из всех, даже проблемных экономик Евросоюза именно карающая за богохульство Греция ближе всех подошла к дефолту (без очередной помощи от ЕС он произойдет уже в ноябре), вопрос, нужно ли России смотреться в такое зеркало, – в высшей степени дискуссионный.