Гиви Таргамадзе © ghn.ge

Недавно российский телеканал НТВ показал фильм «Анатомия протеста – 2», в котором речь шла о якобы имевших место приготовлениях к захвату власти в России и встречах Таргамадзе с российской оппозицией.

Гиви Таргамадзе, возглавлявший в грузинском парламенте комитет по вопросам обороны и безопасности с 2004 года до выборов 1 октября, – нечастый гость на грузинских телеканалах, но он оказывается героем скандальных историй не только в Грузии, но и за ее пределами.

Многие грузинские аналитики считают его влиятельной фигурой в «Едином национальном движении» – партии, имевшей абсолютное большинство в парламенте Грузии до последних выборов.

То, что он несколько лет работал санитаром, часто с особым акцентом отмечают критики президента Грузии Михаила Саакашвили и его команды. Его работу по специальности в журналистике и борьбу с коррупцией до «революции роз» они припоминают реже.

За пределами страны Таргамадзе – «экспортер революционных сценариев», который время от времени появляется на записанных скрытыми устройствами записях сомнительного происхождения, якобы строя коварные планы в постсоветских странах – в Белоруссии, на Украине, а теперь и в России.

Тем не менее нашумевший фильм российского телеканала НТВ мало у кого в Грузии вызывает доверие.

«Охота на ведьм»

Таргамадзе, ставший депутатом от «Единого национального движения» и в новом парламенте, в минувшее воскресенье присутствовал на его первом заседании в Кутаиси.

Ранее в интервью «Новой газете» он опроверг факт встречи с лидером российского оппозиционного «Левого фронта» Сергеем Удальцовым – о чем шла речь в передаче НТВ, – отметив, что если бы у него была возможность, он бы «с удовольствием» познакомился с представителями российской оппозиции, в том числе и с Удальцовым.

В самом «Едином национальном движении» кадры скандального фильма считают ничем иным, как клеветой и провокацией.

«Разговор о том, что в месяц за 30 тысяч долларов кто-то намеревался совершить в России переворот – это, по меньшей мере, смешно», – сказал в интервью Би-би-си депутат от «Единого национального движения» Давид Дарчиашвили.

Он называет происходящее вокруг Удальцова в России «охотой на ведьм» и кампанией против общественных и политических деятелей.

«Абсолютно сфабрикованные материалы, где в основном слышно, что говорит диктор. В духе передач времен Советского Союза, типа «Время» и так далее, – говорит Дарчиашвили. – Это в стиле правления Путина – ущемлять международные контакты, ущемлять возможность общения разных национальностей, представителей демократических сил и клеветать».

То, что в кадрах фильма фигурируют грузинские политики, Дарчиашвили не удивляет.

«То, что вокруг политиков Грузии стараются российские спецслужбы и представители российской властной элиты создавать какие-то истории и по-всякому очернять, началось давно и ничего нового в этом нет», – считает депутат.

Революция планетарного масштаба

Одна из активистов «революции роз» и представитель неправительственной организации Институт свободы Теа Тутберидзе считает, что появление в программе НТВ Гиви Таргамадзе не случайно, так как именно из таких «сильных политических фигур» в Грузии российское правительство хочет сделать монстров.

«Таргамадзе – влиятельный не только в партии, он один из тех, кто активно помогал вместе с коллегами соседним странам, где могла осуществиться своя «„революции роз“», – говорит Тутберидзе.

В социальных сетях и грузинских СМИ Таргамадзе нередко становится объектом иронии и насмешек.

По словам политолога Рамаза Сакварелидзе, Таргамадзе является одним из влиятельных политиков в «Едином национальном движении» из-за своего радикализма и способности «действовать ради партии в любом направлении без оглядки».

При этом Таргамадзе пытается взять на себя роль экспортера «революции роз», добавляет Сакварелидзе.

«Это, наверное, общая черта всех революционеров и народов. Молодые революционеры тоже начали экспортировать демократическую, по их мнению, «революцию роз». Тут, наверное, не в личности Гиви Таргамадзе дело, а в том, что есть какая-то общая закономерность в умах революционеров: они всегда пытаются принять общепланетарные масштабы», – сказал в интервью Би-би-си эксперт.

Однако, по словам депутата Дарчиашвили, Таргамадзе, известный частыми командировками, уже фигурировал в подобных скандальных историях в постсоветских странах, но он «нигде и никогда не занимался антигосударственными делами».

«Если он встречался с демократическими силами в разных странах, я ничего в этом предосудительного не вижу, – говорит Дарчиашвили. – Если кто-то интересуется, каков был опыт Грузии в мирных действиях за демократию, – в этом тоже ничего зазорного нет».

Несерьезный оппонент

Представитель победившей на парламентских выборах оппозиционной «Грузинской мечты» Давид Зурабишвили, который является одним из основателей Института свободы, вспоминает Таргамадзе как талантливого журналиста.

Гиви Таргамадзе до «революции роз» около пяти лет был главным координатором программ журналистских расследований в Институте свободы, – организации, сыгравшей важную роль в событиях 2003 года.

«Какие-то склонности к авантюризму у него были, но для тех, кто занимается журналистскими расследованиями, это где-то и хорошее качество», – говорит Зурабишвили.

В правительстве Саакашвили Гиви Таргамадзе скорее был «исполнителем, нежели принимающим решения», говорит Зурабишвили, который называет Таргамадзе «несерьезным политическим оппонентом».

«Он был председателем комитета по вопросам обороны и безопасности, но в меньшей степени занимался этими делами, а больше ездил для встреч с оппозиционными силами в других постсоветских странах», – сказал Зурабишвили в интервью Би-би-си.

Но, несмотря на «тягу к авантюрам и активность за рубежом», Таргамадзе не мог вершить перевороты в какой-либо из постсоветских стран или серьезно влиять на политические процессы в соседних странах, считает Зурабишвили

«Смешно говорить о том, что Гиви Таргамадзе или пусть даже Михаил Саакашвили могли бы что-то поменять в России или на Украине. Одно – это позиция страны по отношению к процессам в соседней стране, но для того, чтобы управлять процессами, нет никаких рычагов. Это смешно и больше похоже на детские игры», – замечает Зурабишвили.

Не реванш, но справедливость

Между тем некоторые эксперты не исключают, что после поражения «Единого национального движения» деятельность Таргамадзе внутри самой Грузии вызовет много вопросов.

«Грузия, наверное, начнет такой анализ, так как и для Грузии Таргамадзе не является рядовым политическим деятелем. Многие вещи и в грузинской политической реальности происходили с его легкой руки», – считает Рамаз Сакварелидзе

По словам Сакварелидзе, внимание привлечет не столько влияние Таргамадзе, сколько деятельность его и его семьи в деловой сфере.

Ранее некоторые СМИ распространили информацию о крупном бизнесе, который якобы принадлежит Таргамадзе.

По словам Тутберидзе, которая считает, что новое правительство в Грузии является «частью российского плана», пока неизвестно, каковы будут действия Бидзины Иванишвили, но сегодня никто, и в особенности те, кто был основой постреволюционного правительства, не защищены.

«Что они [новое правительство] выполнят и какие заказы получат, соответственно, от режима Путина – никто не знает», – говорит Теа Тутберидзе.

Но представители «Грузинской мечты», которые сформируют будущее правительство, отвергают разговоры о реванше или каких-либо политически мотивированных судебных тяжбах по отношению к представителям «Единого национального движения».

«Конечно, не то, чтобы всем все спишется, но мы не будем давать какие-то политические заказы. Этого не будет, – говорит Зурабишвили. – Все будет происходить лишь в правовых рамках: кто и что нарушил, у кого какая доля в бизнесе и так далее – это будет устанавливать лишь независимый суд». 

Нина Ахметели

Оригинал материала на сайте «Русской службы Би-Би-Си»