© Sturt Кrygsmаn
В последние 10 лет Apple так часто представляла нам эпохальные продукты, что порой казалось: других у нее просто не бывает. eMac, iPod, iPhone, iPad – это далеко не полный список. Не станет исключением и представленный публике iPad mini. И это тоже в каком-то смысле веха – черта, отделяющая гениальную компанию-пионера, ведущую за собой весь рынок, от просто еще одного хорошего производителя электроники.
Действительно, с точки зрения аппаратного обеспечения в Apple все прекрасно и, может быть, даже лучше, чем когда-либо прежде. Компоненты, которые разрабатывают калифорнийцы, просто поражают воображение. Новая сверхтонкая батарейка, мощный и экономичный процессор, да в конце концов великолепные алюминиевые корпуса – безусловно, это передний край современных технологий, и здесь конкуренты далеко позади.
Однако, как и ожидалось, компания начинает терять свой продуктовый фокус, перестает понимать, для чего конкретно нужны ее новые продукты и чем они могут помочь потребителю. Конечно, перефразируя известную поговорку, при Джобсе такого не было: как раз наоборот, начинка могла быть довольно посредственной, но при этом продукт был понятным и удобным.
iPad mini в этом отношении выглядит просто жалко. У него нет какой-либо конкретной цели или аудитории – это тот же iPad, просто маленький. Делать он должен все то же самое, только в меньшем объеме. Очевидно, выпуск этого планшета – просто реакция на шаги конкурентов, Amazon и Google, создавших сегмент семидюймового планшета-плеера, куда менее функционального, но зато дешевого и хорошо заточенного под ограниченный круг задач – чтение и просмотр видео.
Вот и презентация была построена вокруг этого – вице-президент Apple по маркетингу Фил Шиллер десять минут распинался о том, насколько iPad mini лучше прочих маленьких планшетов, при этом постоянно демонстрируя на экране продукт-конкурент. А чем он лучше? Тем, что будет запускать весь софт, который уже написан для iPad. Однако остается открытым вопрос – а будет ли удобно работать с этим софтом на меньшем экране? Приложения для iPad достаточно жестко оптимизированы. Зачастую если еще немного уменьшить элементы управления, попасть в них пальцем будет крайне сложно. Полезут ошибки ввода, и разочарование пользователей – неминуемо. В чем плюс нового устройства, кроме того, что оно просто меньше, неясно. Никакого четкого собственного фокуса у него нет.
При этом цена – выше, чем у конкурентов: в США она начинается от $330. Интересно, что Шиллер уже успел объяснить, чем обусловлена такая ценовая политика: покупатели якобы готовы платить больше ради качества, которым не могут похвастаться другие компании–производители, и будут воспринимать планшет от Apple как устройство премиум-класса. Но проблема в том, что от премиум-класса у iPad mini – только бренд, сам планшет недалеко ушел от конкурентных устройств в той же категории.
Продаваться новый гаджет, конечно, будет, но задавить продажи Kindle Fire, Nexus 7 и Nook не удастся – те просто дешевле; плюс пользователь, который берет эти планшеты, прекрасно понимает, зачем их берет – книжки читать и кино смотреть. А чем будет оправдывать свой выбор покупатель iPad mini по сравнению с большим iPad, пока неясно.
Нет, с Apple ничего не случится. Все, что они делают – качественно, линейки планомерно развиваются, новые iMac и 13-дюймовый MacBook Pro – просто прелесть. Но не стоит больше ждать от них революционных новых продуктов. Революция закончена.