© Reuters
«Мегафон» объявил в понедельник, что переносит на более поздний срок начало представления (road show) потенциальным инвесторам предложений покупки акций компании при их первичном размещении (IPO) на Лондонской фондовой бирже. Ранее оператор планировал начать road show уже на текущей неделе. Официальную причину переноса озвучили в компании: это желание «Мегафона» включить в проспект размещения акций финансовые результаты за III квартал 2012 года, которые должны быть озвучены в ноябре. Однако на рынке муссируются слухи и о других моментах, ради которых могли быть перенесены сроки. Так, в банковской сфере считают, что потенциальные покупатели акций обеспокоены сделкой по покупке «Мегафоном» – совместно с его материнским холдингом Garsdale – 50% компании «Евросеть». Что касается финансовых показателей, думается, у «Мегафона» с ними будет все в порядке, и они окажутся на уровне или даже выше ожиданий финансовых аналитиков. Компания уже с конца прошлого года планомерно приводит в жизнь план по значительному снижению финансовых затрат, которое выражается в сокращении сотрудников и урезании второстепенных расходов. «Мегафон» заранее готовился к IPO и, как мне кажется, подходит к этому моменту своей истории значительно вооружившись, однако политика сокращения затрат по некоторым направлениям может со временем сыграть и негативную роль, так как развитие сетей требует серьезного внимания технических специалистов, которых в компании подвергают сокращениям. Возможная покупка «Евросети» также не однозначна. С точки зрения финансовых затрат и возможных дивидендов это очень рискованный, на мой взгляд, проект. Да, сейчас на операторском ритейлерском рынке есть лидер – компания МТС, которая первой из операторов стала строить монобрендовую сеть, за ней последовали и все другие игроки. Главным достоинством МТС и их отличием от других операторов, в том числе «Мегафона», является качественная работа и участие в «дележе» продаж оборудования, тогда как в салонах других операторов связи удачно реализуются лишь услуги операторов. МТС контролирует около 15% рынка продаж сотовых телефонов (компания третья на рынке после «Евросети» и «Связного»), тогда как у «Мегафона» этот показатель составляет лишь 2%. Желание уесть конкурента и на этом рынке понятно. Но куда более правильным и менее затратным было бы развитие собственной розницы. Сейчас у «Мегафона» 3600 салонов, 1800 из которых открыты по франчайзингу. Если компания купит «Евросеть», число точек продаж окажется очень большим, и к чему это приведет, сказать сложно. Владея пополам с «Вымпелкомом» ритейлерской сетью, компания не всегда может договориться – а это палки в колеса развитию. А если «Евросеть» решат поделить, то возникает еще больше вопросов – начиная, например, с брендинга. В любом случае эффект от покупки может оказаться для «Мегафона» несоразмерным ее цене. И может понизить цену размещения на бирже.