© Flickr
Распределение государственных средств – это всегда процесс интересный. За последние годы мы узнали много нового о госзакупках: МВД нужны золотые кровати, а шины для «мерседеса» могут стоить 236 тысяч рублей. Во многом это стало возможным благодаря обязательной публикации информации о закупках на едином портале – zakupki.gov.ru. А куда уходят деньги, которые выделяет государство на поддержку общественного сектора? Тут никакого единого портала не существует и информацию приходится собирать по крупицам. По сути в России существуют два канала выделения денег для НКО: президентские гранты и программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Мы решили начать наш мониторинг со второй программы, доклад по итогам которого был вчера и представлен. Почти год назад Министерство экономического развития РФ распределило 600 млн рублей между 49 регионами России в рамках программы поддержки СО НКО. Дальше каждый из этих регионов должен был провести свой конкурс и распределить эти деньги среди местных СО НКО. На официальных сайтах 41 региона из этих 49 была указана хотя бы какая-то информация о конкурсе. Так, мы даже не знаем, прошел ли вообще конкурс в Нижегородской, Свердловской, Тюменской областях и Еврейской автономной области. Удалось выяснить, что конкурс прошел, например, в Ставропольском крае, Брянской области и Чукотском автономном округе. Правда, никаких упоминаний на официальных сайтах этих регионов о конкурсе нет. На сайте Краснодарского края есть указание на страницы с информацией о конкурсе, однако эти страницы не открываются.
Наличие информации на сайте
Основной задачей нашего мониторинга был поиск факторов, указывающих на возможный конфликт интересов у членов комиссии. Дело в том, что при распределении денег среди НКО вероятность возникновения конфликта интересов повышается, по двум причинам. Во-первых, действующее законодательство не содержит ограничений относительно участия госслужащих в деятельности российских некоммерческих организаций. Во-вторых, комиссии по распределению средств СО НКО могут состоять не только из госслужащих, но и из представителей этих НКО. Надо сказать, что конкурсные комиссии в регионах формируются по-разному. В некоторых регионах есть специальный закон – например, закон Красноярского края «О краевых социальных грантах», но в большинстве случаев состав комиссии утверждается постановлением правительства. В Новгородской области член комиссии по распределению субсидий Неофитов был одновременно одним из руководителей организации «Поисковая экспедиция "Долина"», которая получила субсидии в размере 6 000 000 рублей. В этом случае прокуратура подтвердила конфликт интересов, правда. администрация ограничилась «административным взысканием» в отношении Неофитова. В рамках мониторинга мы сопоставили состав комиссий в регионах и списки получателей грантов. Правда, оказалось, что состав комиссии опубликовали лишь 17 регионов, в одном из них конкурс еще не закончился, так что сопоставить списки мы смогли только в 16 регионах. И в семи из них мы нашли факторы, указывающие на возможный конфликт интересов. Например, в Республике Татарстан председателем конкурсной комиссии являлась Валеева Зиля Рахимьяновна. Также она возглавляет общественную организацию «Женщины Татарстана», которая получила субсидии в размере 1 200 000 рублей. А ее муж Валеев Римзиль Салихович является Сопредседателем Федеральной национально-культурной автономии татар, которая получила 600 000 рублей. Нельзя исключать, что Зиля Рахимьяновна уведомила комиссию о возникшем конфликте интересов и каким-то образом его урегулировала, однако никакой информации об этом найти не удалось. Кстати, в Татарстане среди победителей есть еще одна любопытная организация – Фонд поддержки развития культуры при президенте Республики Татарстан, состав правления которого утверждается распоряжением президента республики, а председатель правления фонда – руководитель аппарата президента республики Камалтынов Юрий Зимелевич. Помимо Татарстана, факторы, указывающие на возможный конфликт интересов, были обнаружены в Амурской, Калининградской, Новгородской, Новосибирской и Оренбургской областях, а также в Красноярском крае. Также были обнаружены и другие нарушения, связанные с сокращением сроков подачи заявок или отсутствием информации о победителях конкурса. Все эти материалы отправлены в прокуратуру, которой предстоит проверить, были ли соблюдены нормы закона при проведении конкурсов в этих регионах. По результатам мониторинга возникли четыре простейшие рекомендации, выполнение которых позволит сильно повысить эффективность государственной поддержки общественных организаций: – Разработать единые требования к публикации материалов о конкурсах; – Ввести требования, повышающие прозрачность СО НКО, участвующих в конкурсах на получение субсидий; – Создать единый портал для публикации информации о распределении субсидий СО НКО (по аналогии с zakupki.gov.ru); – Совершенствовать механизмы выявления и урегулирования конфликта интересов. Конечно, конфликт интересов – это тема для бесконечного улучшения законодательной базы и практики ее применения. Эта тема актуальна и в странах с относительно низким уровнем коррупции. Но из данных мониторинга становится очевидно, что мы находимся лишь на начальном этапе решения этой проблемы и сейчас необходимо принять меры, чтобы урегулировать самые очевидные ситуации.