Владимир Колокольцев © ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев
Министр МВД Владимир Колокольцев продолжает заниматься самобичеванием. Сегодня он большое и достаточно откровенное интервью газете «Московский комсомолец»: взятки, коррупция, «палочная система», вялые успехи реформы, «грузинское чудо» и жесткие действия полиции на майских митингах. В числе прочего Колокольцев предложил отменить уголовную ответственность за мелкие кражи и пообещал без сожалений расставаться с начальниками. Словно в доказательство его слов, Путин сегодня утром сразу пять генералов МВД. Slon отобрал самые интересные высказывания главного полицейского страны.
Об отношении общества. Помимо происшествий и ЧП с личным составом, сейчас полно примеров того, как наши сотрудники совершают настоящие подвиги. Но разве это привлекает внимание СМИ? Как правило, нет. Разве это правильно? <...> В нас сидит очень жесткий стереотип, что стукачество – это вред и безнравственно. Одно это слово у большинства вызывает отвращение. Поэтому отвечу на ваш вопрос так. Сама по себе полиция может сделать в сфере борьбы с преступностью очень многое, но не все. Без активной поддержки общества у нас связаны руки.
Про состояние своего ведомства. Отрицаю ли я наличие кризиса в системе МВД? Нет, не отрицаю. Проблемы, безусловно, есть. Но, с другой стороны, сегодня в России практически всё называют «кризисом». Особенно если почитать прессу. И что теперь, сложить руки и ничего не делать? Работать надо.
Про уголовную ответственность за мелкие кражи. Если гражданин украл в магазине кусок колбасы, его нужно наказывать в административном, а не уголовном порядке (я не веду здесь речь о карманниках, с ними совершенно иная ситуация). Нельзя в таком количестве плодить «преступников» и отвлекать силы и средства от реальных задач. А ведь именно этим мы сейчас и занимаемся. <...> В некоторых странах Европы, если ущерб от кражи меньше 500 евро, уголовные дела не возбуждаются. Ведь в этих случаях стоимость расследования будет превышать стоимость украденного. А у нас только в одном региональном подразделении 350 человек будут привлечены к уголовной ответственности за кражу с ничтожным ущербом!
Про «палочную систему». Я непримиримый противник палочной системы количественного учета преступлений. <...> Но здесь мы упираемся в серьезную проблему. В нашей большой стране трудно определить единый критерий дееспособности того или иного регионального УВД. На Дальнем Востоке полиция сталкивается с одними проблемами. На Северном Кавказе – с совершенно иными. В других регионах – с третьими.
Про зарплаты сотрудников. Лейтенант полиции получает на руки не меньше 33 тысяч рублей в месяц. Заработная плата участкового уполномоченного полиции, старшего лейтенанта с выслугой от 5 до 10 лет составляет после вычета налогов в среднем порядка 38 тысяч рублей.
Про то, почему продолжают брать взятки. Если жулик в погонах и раньше брал взятки, никакое увеличение зарплаты на него не повлияет. И дело здесь не в менталитете как таковом, как считают некоторые. Корень зла – в ощущении безнаказанности. <...> Разве это проблема одной только полиции? Эти люди с другим менталитетом ведь не прилетели к нам с другой планеты. Они плоть от плоти своего общества!
Про Грузию. Я ожидал вопрос о «грузинском чуде». И в ответ могу лишь предложить быть осторожнее с «чудесами». Нельзя сравнивать маленькую Грузию с большой Россией. <...> Объявлять в наших условиях вотум недоверия целому поколению сотрудников МВД – это не только безнравственно. Это еще и смертельно опасно. Последствия такого шага можно себе представить разве что в кошмарном сне. Почуяв уход из полиции опытных кадров, криминал поднимет голову. На улицы страшно будет выходить.
Про контроль исполнения распоряжений. С помощью такого управленческого инструмента, как принцип персональной ответственности руководителя. Когда я в 1982 году пришел на службу в органы МВД, этот принцип жестко соблюдался: если подчиненный совершает правонарушение, отвечает его руководитель. К сожалению, в нашем недавнем прошлом этот принцип отошел на задний план. Но сейчас я вновь активно провожу его в жизнь. И если еще совсем недавно руководители местных УВД сомневались, что их это коснется, то теперь у них все сомнения исчезли.
Про инакомыслие. И как гражданин, и как министр я с уважением отношусь к инакомыслию как таковому. Но когда оно переходит некую грань и превращается в противоправное деяние, это уже не инакомыслие. Это преступление.
Про инциденты 6–7 мая. Вы спрашиваете: почему образовалось горлышко? Полиция была готова расширить коридор – подобное не раз без проблем делалось прежде. Но согласованная для проведения митинга площадка как была пустой, так пустой и оставалась. Участников шествия в коридор не пускали сами организаторы. <...> Невозможно отрицать, что московская полиция действовала достаточно сдержанно. Вы видели, как разгоняли сторонников движения «Захвати Уолл-стрит», что происходило в Испании, Греции? Полиция выполняет свою работу. И делает она это примерно одинаково во всем мире.