Глеб Гаранич / Reuters
Парламентские выборы на Украине прошли 28 октября, но до сих пор не закончились. Пока продолжается подсчет голосов, точно сказать, кто сколько мандатов взял и каким будет парламентское большинство, нельзя (результаты голосования по партийным спискам смотрите тут, по мажоритарным округам – тут). Но даже после того, как он закончится, ясной и стройной картина все равно не станет. Потому что на этих выборах украинцы одновременно доказали, что верят партии власти, не окончательно разочаровались в оппозиции, делают ставку на новых политиков, хотят вернуться в советское прошлое и впервые готовы поддержать крайне правых из «Свободы», о крайности которых, правда, имеют смутное представление.
Еще до выборов картина казалась относительно понятной. Крупнейшие соцагентства давали примерно одинаковые прогнозы: большинство по партийным спискам они единогласно отдали правящей Партии регионов, за регионалами шел УДАР Виталия Кличко, за ним – Объединенная оппозиция, потом – коммунисты и «Свобода», которая едва перешагивала проходной барьер в 5%. По мажоритарке прогнозов почти не было, но благодаря кандидатам-миллионерам и мощному админресуру было понятно, что и тут регионалы могут победить.
Но результаты экзит-поллов после закрытия избирательных участков оказались совсем другими. Трудно было даже сообразить, чему удивляться в первую очередь: рекордным 12% «Свободы», неожиданно большому разрыву между Кличко и Объединенной оппозицией, в пользу последней, или рейтингу коммунистов, которые на прошлых выборах в 2007 году набрали всего 5%, а теперь почти 12%.
На этом фоне уже были не в счет мелкие сенсации вроде непопадания в Раду самого громкого и дорогого политпроекта года – партии Наталии Королевской «Украина – Вперед!», и реального соперничества на этапе подсчета голосов маргинальной «Радикальной партии Олега Ляшко» с главной движущей силой Майдана «Нашей Украиной» Виктора Ющенко. Хотя и они, не будь новостей поглобальней, могли бы стать темой для долгих дискуссий. Видано ли, Ляшко, скандальные откровения которого о гомосексуальной связи с влиятельным покровителем украинцы разобрали на цитаты, конкурирует с третьим президентом, а Королевская, потратившая на рекламу десятки миллионов долларов, не набирает даже 2%.
С теми, кто в Раду попал, все еще интереснее. Регионалы и оппозиция взяли больше, чем обещали социологи, УДАР – меньше, а КПУ и «Свобода» и вовсе установили личные рекорды. Казалось бы, каждая новость – тенденция, но нет – просто усталость избирателей.
Для самих украинцев одна из главных сенсаций – высокий результат националистов из «Свободы», которая на последних выборах 2007 года набрала всего 0,76%. О том, что эта партия вообще пройдет в парламент, социологи заговорили всего за несколько недель до конца кампании, и то с оговоркой, что из-за статистической погрешности ее 5% могут сдуться. Вместо этого в день выборов «Свободу», наоборот, разнесло: по результатам экзит-поллов она набрала от 11% до 12,5%. «Правые наступают», – стали кричать в Facebook. «Общество радикализируется», «Украина шагает в ногу с Европой», – решили эксперты. Если и так, то эту правую ногу многие украинцы воспринимают как временный протез, и то в силу неосведомленности.
Вступив в союз с Объединенной оппозицией, «Свобода» сильно подкорректировала свою радикальную риторику. Об этом, как рассказывают сами нардепы-оппозиционеры, свободовцев попросил их новый союзник Арсений Яценюк. Он рассчитал верно: чтобы собрать голоса не только на Западе, где «Свобода» традиционно сильна, нужно временно завязать с лозунгами «Украина для украинцев» и ударить по патриотическим чувствам. «Свобода» к пожеланиям прислушалась: в центральной Украине всю кампанию много говорила о борьбе с коррупцией и защите украинского языка, но мало о том, что она хочет вернуть в паспорта графу «национальность» и ужесточить правила получения украинского гражданства для иностранцев.
Рядом с либералом Яценюком Тягнибок казался человеком широких взглядов. Чтобы понять о нем больше, нужно было прочитать программу партии, но этого многие из тех, кто проголосовал за «Свободу», наверняка по привычке не сделали. Они не узнали, что партия предлагает запретить аборты, пересмотреть результаты приватизации крупных предприятий и ввести уголовную ответственность за отрицание голодомора.
Все сторонники «Свободы» с киевской пропиской, с которыми я общалась, свой выбор объясняли просто: на каждую силу должна быть другая. Против регионалов Яценюк не выстоит, а радикалы из «Свободы» могут попробовать. О том, что потом свободовцев от власти будет отстранить так же сложно, как сейчас Партию регионов, никто не думает. Националистов на востоке и юге не любят, а в центре – недолюбливают, поэтому большинством они никогда не станут. Они для новых сторонников – просто хорошо подготовленный боевой отряд в Раде, где оппозиционеров давно бьют табуретами по голове.
О том, что украинцы далеки от правых идей, говорит и высокий результат коммунистов – еще одна новость этих выборов. Компартия Украины, которой на каждых выборах эксперты предрекают провал по причине естественного убывания электората, умудрилась не просто перевалить за 5%, а в два с половиной раза улучшить свой последний результат пятилетней давности. Благодаря чему – не секрет: разочаровавшийся в регионалах электорат поддержал их единственных партнеров по парламентскому большинству. Тоже не из глубоких идейных соображений или новых тезисов в программе коммунистов, а просто чтобы отдать голос против оппозиции и власти, которая не оправдала надежд.
И то, что УДАР проиграл Объединенной оппозиции, – тоже не новость из ряда вон. Социологи предупреждали: у Кличко молодой электорат, который в последний момент может не пойти на выборы. Он не пошел, а возрастная аудитория оппозиции, наоборот, пошла. И как прогнозировала знакомая социолог, за оппозицию в последний момент решили голосовать неопределившиеся. Сомневающиеся, предупреждала она, почти всегда в итоге голосуют против власти. Так и случилось. Хотя сами оппозиционеры верят, что народ проникся рекламой с закадровым голосом Тимошенко, призывавшей поддержать ее партию.
Словом, революции в умах не получилось. Просто умы устали от власти и по-разному это выразили. Может, не очень умно, но выбирать пришлось из предложенного.