© George Caleb Bingham

Знаете ли вы, что такое трудовая династия? Это не просто красивое словосочетание, которое приходит на ум, когда в советском кинофильме седой мастер подводит к токарному станку подросшего внука. В нескольких региональных законах есть положение, которое определяет, что трудовой династией считаются члены одной семьи и их близкие родственники, проработавшие в одном коллективе в общей сложности более пятидесяти лет. Главе династии даже выдается нагрудный знак, чтобы окружающие видели – человек не только сам хорошо трудился, но и воспитал себе достойную смену.

На дворе октябрь, и не может не радовать, что инициатива депутата «Единой России» Андрея Исаева, лишающая народных избранников даже призрачного шанса на получение этого почетного символа, так и осталась на словах. Законопроект депутата, направленный на борьбу с клановостью и семейственностью, согласно опросам общественного мнения, получил поддержку около 75% россиян. Я подозреваю, что граждане даже не подозревают, что он не имеет ни малейшего отношения к семейственности, поразившей наши учреждения образования, правоохранительные структуры и региональные властные элиты. В проекте закона сказано только о депутатах Государственной думы и членах Совета Федерации.

У меня перед глазами нет пофамильного списка народных избранников, так что я просто не могу навскидку оценить, насколько глубоко язвы клановости поразили наш депутатский корпус. После того как Геннадий Гудков был лишен депутатского мандата, вспоминаются две родственные пары – отец Владимир Жириновский и сын Игорь Лебедев (оба- депутаты Думы) и вице-спикер Совфеда Юрий Воробьев и его сын Андрей, тоже, кстати, вице-спикер, но в нижней палате парламента. Неужели сам законопроект, его широкое обсуждение в регионах и полемика в СМИ преследовали лишь одну цель – прогнать из парламента кого-то из них? А если, например, завтра выяснится, что женщина-депутат живет в гражданском браке с сенатором? Придется депутатам срочно писать поправку к законопроекту.

Государственная дума состоит из 450 депутатов – велика ли беда, если два человека проголосуют одинаково? У нас порой целые партийные фракции действуют согласованно, хотя отношения внутри них далеки от семейных. Мне хотелось бы, чтобы депутаты могли похвастаться чем-то еще, помимо отсутствия родственников. Так можно вообще дойти до предложений в Госдуму избирать только при наличии определенных критериев в биографии прадедов... Наверно, важнее, чтобы депутат был квалифицированным специалистом, выполняющим волю избирателей. И не важно, кто у него родители, если вся его деятельность внимательно контролируется обществом.

Представьте ситуацию: человек рвется к вершине власти. Папа у него в прошлом советник президента, дед – мэр, брат руководит избирательной кампанией и после победы получает пост министра юстиции, жена выросла в семье нефтяного миллионера. С такими бдительными депутатами, как у нас, никогда бы Джону Фицджеральду Кеннеди не стать президентом! Осудили бы за клановость. А он оказался не самым плохим выбором для американцев – начал космическую программу, боролся за права чернокожего населения, выступал за запрет испытаний ядерного оружия. Были в его правлении и серьезные кризисы во внешней политике, но вовсе не по причине излишней коррумпированности.

Жизнь такова, что родители хотят устроить судьбу своих детей, те стараются подражать старшим. Понятно, когда в семье композитора малышу пытаются привить любовь к музыке, сын военного мечтает стать офицером, а ребенок кинорежиссера стремится снимать фильмы. Проблема в том, что можно научить ремеслу, а талант – он, как говорится, от бога. Не зря крылатой стала фраза «на детях гениев природа отдыхает». Общество заинтересовано в том, чтобы на вершины попадали самые талантливые, а попадают те, у кого самые влиятельные родители. Но нельзя всю жизнь светить отраженным светом – когда-то надо и самому блеснуть. Честно говоря, жалко людей, которые могли бы найти свое место в жизни, а вместо этого занимают чужое – по направлению именитого родителя, чувствуя себя посредственностью, которая никогда не заслужит искреннего признания окружающих. При таком раскладе можно купить жизнь, полную сытых удовольствий, но невозможно приобрести счастье от ощущения себя мастером, созидателем, творцом.

Я понимаю, что многим мои слова могут показаться наивными – опросы показывают, что сегодня огромное количество молодых людей мечтают сделать карьеру на государственной службе. И движет ими не желание честно потрудиться на общее благо, а стремление каким-то образом поучаствовать в коррупционных схемах. Пока достаток чиновника будет в разы превышать доход окружающих, ситуация вряд ли изменится. Но если постоянное давление общества сможет снизить коррупционную привлекательность чиновничьей службы, если назначать на важный пост будут в результате жесткого экзамена, а не по звонку родственника, появятся новые сферы деятельности, где человек сможет не только обеспечить себе достойное существование, но и отдаться свободному творчеству.

Поэтому я подчеркну....

Родители! Я понимаю, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но не старайтесь превратить их в свое подобие. Копия всегда получается бледнее оригинала. Леонардо да Винчи родился в семье нотариуса. Его папа очень хотел, чтобы сын продолжил семейное дело и всю жизнь перекладывал бумаги в офисе. Если бы отец Леонардо смог настоять на своем, мир лишился бы гениального живописца, исследователя, изобретателя. Может быть, ваши дети не менее талантливы в той сфере, о которой вы даже не подозреваете? Так стоит ли лишать ребенка всемирной славы? Даже ради депутатского мандата.