Берндт Фойербахер © DLR

Президент Международной федерации астронавтики (IAF) Берндт Фойербахер рассказал Slon о том, как он оценивает перспективы российской космической отрасли, где стоит устроить пересадку в путешествии на Марс и какой проект поможет человечеству узнать больше о происхождении жизни.

– Вас не удивили недавние успехи SpaceX и других частных космических компаний? Способен ли бизнес в ближайшей перспективе полностью заменить государство в полетах на околоземную орбиту?

– Я думаю, решение правительства США передать выполнение рутинных заданий частному сектору и сконцентрировать NASA на более масштабных и интересных задачах пока себя оправдывает. Я не уверен, что это намного дешевле. Но SpaceX определенно демонстрирует, что такая модель сможет работать. Вполне возможно, что будущее именно за этим. Впрочем, я пока не уверен, что бизнесу можно доверять транспортировку людей, поскольку безопасность экипажа не является высшим приоритетом для бизнеса.

 А вы верите в планы компании Planetary Resources начать в скором времени добывать полезные ископаемые на астероидах? Это может произойти на нашем веку?

– Ну, по крайней мере компания основана. Пока, насколько я понимаю, они ограничиваются научной проработкой этой возможности. Но это очень интересная идея. Доставка ресурсов из космоса в течение нескольких десятилетий может стать необходимой. На астероидах может быть обнаружено множество редких материалов и драгоценных металлов. В целом я думаю это прекрасно, что бизнес занимается подобными вещами, и я желаю им всяческих успехов.

 Давайте поговорим о России. Наша космическая программа в последние несколько лет пережила несколько крупных неудач. Со стороны это выглядит как начало заката нашей космической отрасли. Согласны? 

– Я бы не сгущал краски настолько сильно. Мы пристально следим за происходящим в России, поскольку в данный момент она обладает монополией на доставку человека в космос. В последнее время действительно наблюдаются некоторые сложности. Я думаю, России стоит очень внимательно проанализировать, как работает ее космическая индустрия на всех уровнях: от финансирования до образования. Российская космическая программа в своих успехах во многом опирается на собственный блестящий опыт, но проблема в том, что опыт иногда пропадает, если его не передавать.

 А как насчет Китая? Сможет ли он в ближайшее время превратиться в ведущую космическую державу и взять на себя часть функций, которые сейчас выполняет Россия?

– Определенно. Китайская программа основана на российским опыте. Им удалось объединить этот опыт с последними компьютерными разработками, что делает их невероятно успешными. У них также есть четкое представление о том, чего они хотят добиться, и они скрупулезно следуют составленному плану. Остается надеяться, что некоторые ограничения, которые в данный момент мешают им стать полноправными членами международного сообщества, со временем исчезнут.

 Какой должна стать следующая цель всего человечества в отношении космоса? Колонизация Луны?

– У нас одна цель – исследование космоса. И следующим шагом, безусловно, должна стать высадка человека на Марс. Для этого нам необходима пересадочная станция, которой может стать либо Луна, либо астероид. Американцы, скажем, предлагают астероид. Лично я и большая часть международного сообщества отдаем предпочтение Луне. Во-первых, в случае с Луной у нас уже есть определенный опыт. Во-вторых, Луна представляет огромный научный интерес – это своеобразный архив истории нашей собственной планеты. 

 А какой космический проект лично у вас вызывает наибольший интерес?

– Разумеется, это «Розетта» – запущенный в 2004 году космический зонд для исследования кометы. Уже в 2014 году аппарат должен высадиться на ее поверхность. Это очень интересно. С помощью кометы мы сможем узнать очень многое о том, как выглядела Солнечная система до того, как сформировались планеты. Мы также сможем продвинуться в понимании того, как на Земле могла появиться жизнь.

Все материалы с форума «Открытые инновации»
читайте в специальном разделе «Мир-2030»