© Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС
4 ноября по стране прокатилась волна «Русских маршей»: митинги националистов прошли в Москве, Питере, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и других крупных городах. Больше всего задержанных – в Екатеринбурге, где акция не была согласована. Всего было задержано и подвергнуто административному наказанию 90 человек. В Петербурге задержали около 30 человек, 25 человек были задержаны в Москве.
Как маршировали в Москве
Стоит отметить, что традиционно столичные «Русские марши» проходили в Люблино, но на этот раз организаторам удалось договориться с мэрией, чтобы марш прошел в центре города – по Якиманской набережной до Центрального дома художника. На акцию вышло не более 10 тысяч правых активистов с самыми разными флагами.
Сбор участников проходил в районе Лаврушинского переулка, где гастарбайтеры в тот момент как раз меняли плитку. Они испуганно смотрели на долгий поток бритых ребят, завернутых в имперские шарфы, но те не обращали на них внимания. Первыми на глаза попадались активисты «Армии воли народа» – они приставали к каждому с просьбой подписать манифест «За ответственную власть». Рядом раздают черно-желто-белые ленточки «за вынос Ленина». В толпе были заметны и немногочисленные белые ленты.
Колонна сворачивает на набережную, а через реку на Болотной площади тем временем идет митинг-концерт за дружбу народов. Невысокий дедушка в казачьем наряде достает голову Ленина из папье-маше, надевает ее на палец и картавым голосом что-то вещает людям вокруг. Никто пока не марширует, но лозунги уже звучат: «Слава русским героям!», «Смерть либералам!», «Слава предкам, слава роду, слава русскому народу!».
Девочка лет шести улыбается и раздает имперские ленточки. У ограды набережной отец показывает десятилетнему сыну, как махать флагом – разумеется, имперским. Некоторые люди в возрасте вышли на «Русский марш» как на праздничную демонстрацию – они обнимаются: «С праздником вас, друзья». Одна пенсионерка, увидев камеру, гордо заявляет, что пришла спасать Россию от оккупантов, а главный враг России, конечно, сатана. На обочине столик – тут торгуют сувенирами: футболками «Я русский», «Мы славяне», «С нами Бог» и «282», кружками с портретом генерала Ермолова, имперскими шарфами, магнитами и значками. Так собирают деньги в пользу политзаключенных.
Правые строятся колоннами: «Русский гражданский союз», национал-социалисты, национал-демократическая партия, профсоюзы, «Забытый полк»… «Колонна народного ополчения, приготовимся!» – объявляют в мегафон. Колонна с транспарантом под хохлому и лозунгом «Антиглобализм! Антиисламизм! Национализм!» уже построилась: тут в основном крепкие мужчины в черном, у некоторых лица замотаны шарфами, кто-то в темных очках, хотя и пасмурно. У участников колонны «Народного ополчения имени Минина и Пожарского» вид менее боевой: тут больше пенсионеров и пенсионерок.
В колонне с коловратами на флагах два неоязычника спорят о религии: «Да вы сектант!» – «Ну, уж нет, это вы сектант!» Недавно избранный членом Координационного совета оппозиции Константин Крылов шел с национал-демократической партии под наиболее нейтральным лозунгом «Против диктатуры». Самой первой шла колонна православных хоругвеносцев с большим деревянным крестом, иконами, хоругвями, лозунгами «Православие или смерть» и «За веру Христову!». Кто-то заранее украсил заборы по маршруту шествия антифашистскими лозунгами: «Русь без нацизма», «Фашизм не пройдет».
Строились долго – почти два часа. Люди с бейджами организаторов стояли цепочкой вокруг колонны и никого не пускали вперед, кроме журналистов. «Мне только поздороваться! У меня товарищ там!» – пытается прорваться один. Его хватают за куртку, завязывается драка, которую быстро разнимают своими силами. «Эти малолетки вообще оборзели!» – оглядывается зачинщик, который все-таки прорвался, на молодых охранников с бейджами. Милиция, на удивление спокойная, флегматично наблюдает со стороны. «Слушай, я уже устал», – тихо говорит один солдат-срочник другому.
«Подняли, подняли хоругви, пошли!» – кричат в мегафон. Хоругвеносцы нараспев читают «Отче наш», потом поют «Боже, царя храни». Над головами летает вертолет – кто-то решает запустить петарды в его сторону. Национал-социалисты кричат: «Свободу Андерсу Брейвику!» Мужчина в черном спортивном костюме, вскинув руку в фашистском приветствии, продирается сквозь толпу: «Пропустите бойцов Славянского союза!» В цепях ведут человека в тюремной робе и в маске Анатолия Чубайса. Несут плакаты «Путин лучше Гитлера» и «Медведев лучше Троцкого».
Сцена оказывается маленькой, но и на митинг пошла только половина маршировавших. «Эй, пропусти, икону несут!» – расталкивая всех, пробивается к сцене бородатый хоругвеносец. Пока строятся, звучат «Небо славян» Кинчева и другие песни, популярные у патриотов. Девушка со сцены перечисляет города, где сегодня проходят «Русские марши» – их несколько десятков. Экс-лидер ДПНИ Александр Белов-Поткин с пафосом объявляет, что, пока шел, «чувствовал пламень сердец» своих соратников.
«И нам этот огонь надо растопить так, чтобы зажечь пламень в сердцах всех русских людей России. Сегодня вышло двадцать тысяч, но скоро выйдет сто, а потом миллион. Путин боится нас, сегодня он поставил нас охранять, окружил нас, послал вертолет. Но будущее принадлежит нам, Россия принадлежит нам! Тот, кто сидит в Кремле последние восемь лет, сократил численность моего народа на десять миллионов человек – это геноцид! Путин – враг! Где он должен находиться?» – обращается Белов к толпе. «В тюрьме!» – отвечают ему. «Не слышу?!» – «В тюрьме!» – «Еще раз?!» – «В тюрьме!!!»
Казалось, что антипутинский настрой, оптимизм, риторику, жесты и стремление завести толпу он позаимствовал у другого оратора – Алексея Навального. Коллег Навального по либеральной оппозиции всегда смущал его национализм, особенно участие в «Русских маршах», но сегодня Навальный на марш не пришел: заболел гриппом, если верить его твиттеру. Белов, завершая речь, призвал правых «общаться с другими оппозиционными силами».
Владимир Тор, избранный, как и Крылов, в Координационный совет оппозиции, тоже ругал Путина: «Если бы у Путина была хоть капля разума и совести, он остановил бы вал миграции, ввел бы визовый режим со странами Средней Азии, прекратил бы кормить Кавказ. А что он делает вместо этого? Ставит губернатора-жлоба, который запрещает «Русский марш». Долой партию жлобов!»
Теме захоронения Ленина уделяли почему-то особенно много внимания. Православный активист Михаил Налимов уверял, что первым революционером был сатана. «Сейчас над нами довлеет иго этого мертвеца, который лежит в Кремле. Вы забыли геноцид русского народа? Вы забыли взрывы храмов? Он убил нашего царя, убил все русское. Все боятся вынести эту мумию из мавзолея, но у нас не будет духа единства и соборности, покуда он лежит там! Кто за вынос Ленина – поднимите правый кулак!»
Глава православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич тоже озаботился судьбой Ленина: «Во имя Отца и Сына и Святаго духа! Братья и сестры! Все русские люди сегодня шли за иконой Казанской божьей матери, которая пять раз победила наших врагов. Но чтобы мы с вами окончательно победили всю нечисть, надо вынести труп Ленина из мавзолея. И вот что я на эту тему написал: прощай, Ильич, теперь ты просто труп, твоя судьба теперь лежать в могиле…» – дальше звучали стихи его собственного сочинения. Люди понемногу расходились.
Левые за антифашистов
Митинг «В поддержку заключенных антифашистов» должен был начаться в 16:00 на Суворовской площади.
За 10 минут до его начала, когда на станции метро «Достоевская» стояло несколько человек (в том числе девушки), собирающихся подниматься на митинг, на платформу выскочило 20–25 нацистов, одетых как футбольные фанаты, которые с криками «Убивай! Убивай!» набросились на людей; одного из активистов даже скинули на рельсы. Несколько человек сильно пострадали и были направлены в больницу. Полиции на платформе не было вовсе, стражи порядка появились только к концу митинга.
Всего митинг собрал не более двухсот человек. Немногочисленность акции объясняется тем, что она была организована в основном левыми движениями. Для сравнения: традиционные антифашистские шествия 19 января, куда либералы ходят более охотно, всегда собирают несколько тысяч человек несмотря на морозную погоду. Тем немногим либералам, которые на этот митинг все же пришли, вряд ли было там уютно: с трибуны вместе с антифашистскими лозунгами периодически доносилось что-то вроде «Власть миллионам, а не миллионерам» и «Капитализм – это фашизм».
Надо сказать, сами антифа тоже были не в восторге от митинга. Они имели весьма опосредованное отношение к организации этого мероприятия и пришли в небольшом количестве (значительная часть их представителей участвовала в мероприятии в Петербурге). Пусть митинг и назывался «В поддержку заключенных антифашистов», речь шла в основном о левых активистах – Развозжаеве, Акименкове, Лебедеве – которые, собственно, к течению антифа никогда не принадлежали.
«Марш регионов» в Нижнем Новгороде
Помимо прошедшего без эксцессов марша националистов, который был согласован с местными властями, в Нижнем Новгороде состоялась несанкционированная акция оппозиции «Марш регионов», которая, по словам местного лидера «Левого фронта» Александра Краснова, собрала около 300 человек. Полиция задержала около 30 человек.
Участники акции требовали снижения тарифов ЖКХ, возврата к прямым выборам градоначальника и отставки губернатора. Еще накануне акции неизвестные разгромили офис правозащитной организации «Группа свободных людей», которая также принимала участие в митинге. Кроме того, в тот же день в городе появились листовки, на которых организаторы акции призывают прийти на гей-парад.