© hd.housedivided.dickinson.edu

Сегодня Владимир Путин отправил в отставку министра обороны Анатолия Сердюкова. Вместо него назначен Сергей Шойгу, до этого исполнявший обязанности губернатора Московской области. Практически все эксперты и депутаты считают, что отставка Сердюкова пойдет на благо военному ведомству.

Михаил Дмитриев
президент фонда «Центр стратегических разработок»
Сегодняшняя перестановка в Минобороны выглядит вполне логичной. Сердюков исторически довольно долгое время входил в тройку наименее популярных министров в кабинете, и его баланс отрицательных и положительных оценок был одно время самым негативным из всех. Во многом в кабинете Медведева Анатолия Сердюкова придерживали в качестве резервного балласта, от которого можно было бы избавиться в случае дальнейшего ослабления популярности кабинета и федеральных властей в целом, что собственно и происходило в последние несколько месяцев.
Что касается Сергея Шойгу, то он является прямой противоположностью Сердюкову в том плане, что на протяжении многих лет он возглавлял список наиболее популярных членов кабинета. Как правило, он занимал первое, иногда второе место по балансу положительных и отрицательных оценок населения. На мой взгляд, назначение Шойгу не стоит рассматривать как попытку радикально изменить ход военной реформы или реализации гособоронзаказа. Скорее всего, это чисто политическое решение, которое отображает обеспокоенность властей падением их популярности среди массовых групп населения.
Уход Шойгу с поста губернатора не является большой проблемой. Все понимают, что Сергей Кужугетович человек подневольный и государственный – что ему поручили, тем он и занимается. Министерство обороны – это очень важный пост. Сейчас оно управляет гигантскими ресурсами, особенно с учетом роста гособоронзаказа и расходов на заработную плату и социальные выплаты военнослужащим. Я думаю, что в этом плане население воспримет его переход на должность министра обороны вполне позитивно.
Другой вопрос, удастся ли Шойгу наращивать свой политический капитал или же придется его расходовать. Сейчас Минобороны становится одним из ключевых претендентов в стране на дележ бюджетного пирога, а следовательно Шойгу будет вынужден конкурировать с другими не менее важными для населения и общества расходами: расходами на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры и так далее. Удастся ли ему в этой ситуации сохранить и поддержать свой политический капитал – вопрос, который остается открытым. Что касается успешности Сергея Шойгу как министра обороны, то надо понимать, что военная реформа – это весьма сложная и политически рискованная задача. Справится ли он с ней, может показать только время.
Подводя итоги, хочется отметить, что у властей есть еще одна проблема. Сегодняшняя перестановка свидетельствует о том, что на федеральном уровне существует понимание того, что доверие общества к властям падает и с этим надо что-то делать, в том числе принимать меры по обновлению кабинета Медведева. Но, как мы видим, пока речь по-прежнему идет о людях из старой обоймы и нет попыток найти принципиально новых людей, из которых в дальнейшем можно было бы выращивать лидеров нового поколения. В этом плане назначение Шойгу – своего рода полумера: перетасовка карт из старой обоймы, пускай даже карта Шойгу одна из наиболее качественных с политической точки зрения. Скорее всего, такого рода мер правительству будет недостаточно для удержания доверия хотя бы на стабильном уровне.

Александр Коновалов
президент Института стратегических оценок, профессор ВШЭ
Перестановка в Минобороны показывает, как непоследовательна политика в этой стране: только-только человек был поставлен управлять Московской областью – и его срывают на Министерство обороны; только-только министр обороны Сердюков начал реформы – и его снимают, не закончив ничего из начатого. Эта судорожная кадровая политика ни к чему хорошему не приведет, я жду хаоса в Московской области и отката всех реформ в Министерстве обороны. Шойгу – человек хорошо организованный, но едва ли он сможет продолжить начатые реформы. Дело даже не только в том, что он никогда этой темой не занимался (Сердюков-то до своего назначения тоже ею не занимался), дело в том, что Шойгу – человек в погонах, и потому он никогда не решится на такую реформу, ее может делать только человек гражданский. Многие критикуют реформу, но она не была плохой, она была незаконченной. Нашей армии действительно нужна была структурная перестройка, нужна была реформа военного образования, нужны были многие другие преобразования, которые были начаты и неизвестно теперь, будут ли закончены.

Виталий Цымбал
руководитель лаборатории военной экономики Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара
Мне кажется, для начала надо разобраться с тем, что произошло в Министерстве обороны. Ситуация нестандартная, я бы даже сказал, что это дело чрезвычайного характера, и потому для меня отставка Сердюкова не является неожиданностью. После таких скандалов, которые несут большой урон имиджу власти, его просто не могли не снять.
О том, что Сердюкова скоро уволят, я говорил еще 21 октября. Вообще, на мой взгляд, Сергей Шойгу справится с этой обязанностью безусловно лучше Сердюкова. По знанию ситуации, по характеру того, что он смог сделать за прошедшие годы, Шойгу – достойная замена. Я считаю эти изменения весьма положительными.

Анатолий Цыганок
 руководитель Центра военного прогнозирования
Я думаю, даже уверен, что деятельность Шойгу будет более эффективной, чем работа Сердюкова. Он 19 лет командовал МЧС, что является уже первым плюсом. У него хорошие отношения с губернаторами, что очень важно. Судя по всему, по моей информации, он получит поддержку Рогозина. А с его помощью сможет решить многие проблемные вещи. 

Борис Макаренко
председатель правления Центра политических технологий
Реформа Вооруженных сил не завершена, она непопулярна в военной корпорации, и завершить ее может только политический тяжеловес — опытный управленец и одновременно популярный политик. А таковых в России очень мало, и Шойгу один из них. Принципиально что-то в реформаторском курсе поменять невозможно, и Шойгу просто должен будет завершить реформу. Естественно, еще одна цель перестановки отвлечь внимание от коррупционного скандала с Минобороны и сделать так, чтобы его последствия не сказывались на нормальном функционировании министерства. Что касается будущего Сердюкова, он пока напрямую не является обвиняемым по этому делу, поэтому я не стал бы прогнозировать. Кто будет следующим губернатором Подмосковья, сказать трудно: Шойгу и там был одним из немногих реально сильных кандидатов. Но одного человека на все должности не назначишь, а скамейка запасных у Кремля очень невелика. 

Николай Левичев
вице-спикер Госдумы, председатель партии «Справедливая Россия» Логично было бы, если бы Сердюков ушел сам. В любой цивилизованной стране, даже будучи человеком не военным, министр обороны должен понимать, что такое понятие «честь». И люди, занимающие этот пост, имеют, как правило, силы и мужество принимать сложные решения, в том числе о собственной отставке. Что же касается кандидатуры нового министра обороны, то сложность задач, которые стоят в области продолжения армейской реформы, не зависит от того, кто будет браться за их решение. Поэтому будь это Сергей Шойгу или кто-либо иной – масштаб задач не уменьшается. Если перебирать все возможные варианты, при этом назначении, на мой взгляд, сохраняется важная позиция, что министром обороны назначен человек хоть и имеющий генеральское звание, но все равно в известном смысле гражданский. Человек не из армейских кругов. С другой стороны, масштаб тех задач, которые Сергей Кужугетович решал, создавая в последние годы структуру Министерства по чрезвычайным ситуациям, позволяет надеяться, что он хорошо себе представляет масштабы нашей огромной страны и профессионально владеет техническими навыками для того, чтобы курировать динамичный процесс современного перевооружения российской армии. Он наверняка в короткие сроки сможет установить рабочие отношения с оборонной промышленностью. Поэтому мне кажется, что выбор его фигуры в сложившейся исторической ситуации близок к оптимальному.

Геннадий Зюганов
лидер КПРФ Сердюков без разбору назначал на важнейшие посты прежде всего своих приближенных, не считался ни с чем и ни с кем... Даже видавшие виды сыщики, когда обыскивали его приближенных, ахнули: только драгоценные камни и всякие украшения пришлось переписывать несколько часов.
Что касается Шойгу, то по крайней мере его МЧС – это действующая армия, которая каждый день была в бою, ликвидировала последствия всяких напастей и разрушений. Это была довольно хорошо организованная и отлаженная служба, сформировавшаяся под руководством Шойгу в последние годы. Пожелаем ему успехов на новой должности, но задача у него будет архитрудная. Потому что кадровых офицеров в руководстве Вооруженных сил почти не осталось – их разогнали. Но при нынешнем финансово-экономическом курсе реализовать эти идеи практически невозможно. Та большая выручка, которая поступает от продажи нефти и газа, нынешним правительством отправляется в иностранные банки. Ресурсы, имеющиеся у нас, не используются в должной мере для поддержки своей страны. Цены на энергоносители, электроэнергию сегодня такие, что они не позволяют развиваться ни одному предприятию, тем более военно-промышленного комплекса.

Сергей Кривенко
член Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека Мы оцениваем реформы Сердюкова–Медведева, прошедшие в 2008–2011 годах, как самые значительные преобразования в Вооруженных силах за последние 20 лет. Сейчас реально создается модель армии, которая отличается от советской: мобильной, компактной профессиональный армии. Но все это сопровождается большими коррупционными скандалами. Хороший пример – аутсорсинг. Поставлена была правильная задача – избавить военнослужащих от всех видов несвойственных им работ: на кухне, по обслуживанию помещений и так далее. Сегодня военнослужащие избавлены от этого, так как создана система привлечения частных фирм для выполнения подобных работ, но при этом не было открытого конкурса, и привлекались только организации, близкие к Минобороны. Цель хорошая – исполнение аховое. Надо отдать должное – Сердюков первый заговорил о гуманизации военной сферы: к военнослужащим перестали относиться как к крепостным. Ситуация в воинских частях кардинально улучшилась: солдат хорошо кормят, убирают. Налажена работа с правозащитными организациями – министр сам встречался с нами несколько раз, довольно высокие чины регулярно приходили на наши мероприятия. При Иванове такого не происходило, и не хотелось бы с уходом Сердюкова все это потерять. Положительный момент: президент, когда назначал Шойгу, дал ему задание продолжить этот курс. К Шойгу, конечно, хорошее отношение как к управленцу, по крайней мере в войсках МЧС порядок. Но в его предыдущей деятельности не было замечено взаимодействия с гражданским сектором, а в том, что касается армии, это очень важно. Произошло разделение: Минобороны, которое было военным ведомством, стало гражданской структурой, а управлением Вооруженными силами занимается Генштаб. Очень вероятно, что и глава Генштаба сменится. Нынешний Макаров – хороший крупный специалист, но Шойгу может захотеть видеть там своего человека.

Александр Гольц
заместитель главного редактора «Ежедневного журнала», военный обозреватель Я не сомневаюсь, что снятие Сердюкова связано с интригой, которая развернулась в высших эшелонах российской власти. Назначение Шойгу уже стало результатом некоего форс-мажора: немыслимо оставить Минобороны без начальника, и надо было срочно кого-то назначать. Как мы видим, нашелся только один человек, который готов срочно спасать ситуацию – это бывший министр по чрезвычайным ситуациям. Что изменится с его приходом, наверняка сказать трудно. Понятно, что те силы, которым решительно не нравятся реформы Сердюкова, попробуют направить Шойгу в направлении отката. Хотелось бы надеяться, что у Шойгу хватит здравого смысла и опыта не пойти таким путем. Не исключено, что из дела Сердюкова захотят сделать большую антикоррупционную историю, тем самым продемонстрировать, что с коррупцией у нас борются должным образом. Тогда судьба Анатолия Эдуардовича будет печальна, как печальна судьба любого реформатора в России. Он может превратиться в козла отпущения.