© ИТАР-ТАСС/ Анатолий Струнин
В последнее время яркие обитатели (или, как смешно называет их сайт Cossa.ru, «медийные пользователи») Facebook все чаще озвучивают претензии к насиженному месту. Это не то, и то не то, и вроде все хорошо, но не радует. Логично, что их взоры устремлены на российскую социальную сеть «ВКонтакте», ведь глобальные альтернативы Facebook, претендующие на те же свойства, качества и функционал, радуют еще меньше. Автор этих строк не стал исключением, скромная похвала в адрес российской социальной сети вызвала бурю эмоций и собрала какое-то количество лайков. Уже и PR-директор «ВКонтакте» Владислав Цыплухин отчитался о настроениях публики, и в Twitter все начали бодро демонстрировать наличие страниц во «ВКонтакте».
Попробуем суммировать претензии. Чем, собственно, «ВКонтакте» лучше Facebook.
Скорость работы. Этот параметр многим может показаться субъективным, однако жалоб на скорость и качество работы Facebook все больше. Интерфейс «ВКонтакте» легче, отношения с местными операторами лучше, поэтому складывается впечатление, что, где Facebook работает нормально, «ВКонтакте» летает. | |
Интерфейс. Желание Facebook вместить в себя все, что можно, не обошлось без последствий. Старожилы помнят эксперимент lite.facebook.com – облегченный вариант Facebook, который так понравился пользователям, что его пришлось срочно закрыть – основные функции он выполнял, при этом без рекламы, приложений, предложений и прочих радостей жизнь казалась совсем прекрасной. Интерфейс Facebook теперь не просто перегружен. Он перегружен рекламой. | |
Реклама заслуживает отдельного пункта. Во-первых, в ленте есть минимум два предложения залайкать страницу, которую по глупости залайкали твои друзья. Понятное дело, что это предложение щедро оплачено рекламодателем. Это касается и мобильной версии, где предложение залайкать страницы занимает 70% экрана iPhone (четвертого, в пятом – видимо, легче). Во-вторых, есть традиционные рекламные блоки, которые давно уже не вызывают никакой радости и эмоций. В-третьих, есть нововведение, которое называется Sponsored и которым могут пользоваться как компании, так и частные лица: за деньги выводить тот или иной пост в топ. Потому что видим мы далеко не все. | |
Формирование френд-ленты в Facebook вызывает все больше вопросов и находит все меньше ответов. Алгоритм Facebook направлен на то, чтобы показать нам самый якобы интересный контент. Выводятся сообщения, которые залайкали друзья, те, которые не залайкали, могут и не показаться. Если вы пишете не напрямую, а через какое-нибудь приложение, – шансов что вашу запись увидят – и того меньше. Иногда очень удобно, когда компьютер за тебя все решил. Но тут он лезет в самое личное, кто тебе друг, а кто не очень. Про это и пишет шеф-редактор «Афиши-Рамблер» Юрий Сапрыкин в своем известном уже посте: «Фэйсбук резко поскучнел – и связано это, по-моему, не только с осенними настроениями френд-ленты, но и с цукерберговскими махинациями: в ленте теперь показывают раз в десять меньше статей, которые лайкают друзья (а зачем она, эта лента, еще нужна), да и про эпические срачи, прости господи, все чаще узнаешь через твиттер» | |
И напоследок, просто приятные мелочи, которых давно не хватало в Facebook: возможность редактирования записей, тэги, возможность посмотреть только ссылки, которые расшарили друзья, возможность убрать ненужные тебе вкладки и возможность пользоваться только тем, чем ты хочешь пользоваться. Обширная база аудио-визуального контента, которую обычно ставят во главе успеха «ВКонтакте», – в эти пункты не вошла. Мы же все-таки про общение, а не про музыку послушать. Хотя и возможность быстро и удобно поделиться композицией – тоже очень приятная штука. |
Выглядит как призыв всем уйти из Facebook? Нет. Увы, при всех сравнительных достоинствах российской социальной сети, есть один момент, особенно критичный для той аудитории, которая способствовала развитию Facebook в России. «ВКонтакте» – до ужаса локальный сервис, что сегодня, в наш глобальный век, в случае социальной сети недопустимо.
Локальность – это не только риски цензуры и обременительного регулирования, это еще и ограничитель с точки зрения коммуникаций, как личных, так и профессиональных. Для многих общение с западными друзьями и коллегами сегодня не менее важно для комфортной жизни и карьеры, чем коммуникации с привычным кругом сограждан. Вообще же, это примерно как для общения с соотечественниками использовать mail.ru, а людям из стран первого мира писать исключительно с адреса gmail.com – странно и неудобно. Про пугающую локальность (не только российскую, но еще и петербургскую!) шутит, например, Леонид Бершидский, отреагировавший на волну разговоров про «валить на „ВКонтакте“» следующим образом: «For the record: я на „ВКонтакте“ не уйду. Питерские, – без меня :-)».
Логичный выход негативным эмоциям в связи с Facebook предложить сложно. Да, за счет этого подрастет аудитория Twitter и Google+. И если первый уже застолбил себе место в истории, то со вторым непонятно (хотя и у соцсети Google уже появились свои адепты). Но ожидать массового исхода из Facebook во «ВКонтакте» вряд ли стоит, тем более что в России аудитории социальных сетей несравнимы. Однако Facebook стоит задуматься если не о пользователях, то как минимум о своих акциях.
P.S. Шестой, чисто профессиональный аргумент в этот материал не вошел, но его отлично демонстрируют кнопки под статьей и статистика. Людей из «ВКонтакте», прочитавших эту статью, будет на порядок больше чем из Facebook.