Ху Цзиньтао © REUTERS/China Daily
Итак, в Пекине «победоносно» открылся 18-й съезд Коммунистической партии Китая. Во всяком случае, именно так характеризуют это долгожданное событие многочисленные лозунги на улицах китайской столицы.
Никаких проблем на открытии съезда не было, да и быть не могло: делегатов организованно на автобусах свезли на торжественную церемонию, журналистов и прочих гостей тщательно проверили и обыскали (в том числе с применением полицейских собак) и завели в специально оборудованные зоны на балконах второго и третьего ярусов в Доме народных представителей на площади Тяньаньмэнь.
За несколько минут до 9 часов утра в зал вошли члены ЦК и президиума съезда, в строго иерархическом порядке они заняли свои места за центральным рядом столов, обращенным лицом к залу.
Конечно, было все руководство партии, в том числе предыдущих поколений. Предыдущее, третье поколение лидеров КПК и КНР было представлено самыми именитыми фигурами: Цзян Цзэминем, Чжу Жунцзи, Ли Пэном. Второе поколение – Сун Пином. Впрочем, из этого поколения «иных уж нет».
Ровно в 9 утра съезд почтил память ушедших товарищей (в том числе Мао Цзэдуна), был исполнен гимн КНР, а затем с отчетным докладом – в последний раз на этом посту – выступил генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао.
Весь 64-страничный доклад генсек зачитывать не стал, ограничившись лишь изложением основных моментов. Но и это перечисление заняло у него два с лишним часа. Лишь после этого текст доклада был роздан с нетерпением ожидавшим его журналистам.
Содержательных сенсаций в докладе под названием «Твердо продвигаться вперед по пути социализма с китайской спецификой и бороться за полное построение среднезажиточного общества» не прозвучало. Как и предполагалось (вопреки мнению ряда конспирологов), Ху Цзиньтао по-прежнему часто обращался к теоретической основе деятельности партии, а именно «идеям Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина», идеям «трех представительств» и концепции «научного развития». Вполне было ожидаемо, что именно последняя концепция – разработанная пока еще действующим поколением китайского руководства – была повышена в своей значимости. Отныне, согласно докладу генсека, концепция научного развития является «руководящей теорией» для деятельности партии – очевидно, равной по значимости теориям предыдущих поколений китайских лидеров.
К конкретным задачам партии на долгосрочную перспективу в докладе было отнесено построение к столетнему юбилею КПК (2021 год) среднезажиточного общества, а к столетнему юбилею КНР (2049 год) – превращение Китая в «богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное и гармоничное модернизированное социалистическое государство». Впрочем, не стоит говорить о внедрении к этому времени в Китае демократии западного типа: Ху Цзиньтао четко заявил, что этого ждать не стоит.
Более того, заявил он это несколько более резко, чем пять лет назад: «Ни в коем случае не копировать модели политической системы Запада». Появилась и более жесткая фраза: «Мы не пойдем по неверному (плохому) пути смены нашего знамени».
Взамен этого Китаю предлагается совершенствовать механизмы существующей в стране системы «народной демократии», обеспечивая «органическое единство партийного руководства, хозяйского положения народа и управления государством в соответствии с законами». Партийное руководство предлагается «улучшать» и «совершенствовать (его) формы», но ни в коем случае не отказываться от него.
Генсек предупредил однопартийцев о необходимости сохранять бдительность и бороться с сепаратизмом и подрывной деятельностью враждебных сил, не очень распространялся о развитии внутрипартийной демократии (хотя раньше высказывались предположения о том, что в партии будет одобрен механизм обязательных конкурентных выборов).
Ху Цзиньтао призвал также модернизировать армию (в особой степени военно-морской флот), быть готовым не просто к участию, но обязательно к победе в локальных войнах, ведущихся с применением современных информационных технологий. В то же время генсек подчеркнул миролюбивость Китая и высказал очевидный тезис о том, что мир лучше войны, а китайская армия стоит на страже мира во всем мире.
В этой политической части доклад оказался достаточно консервативным, и это стало своеобразным заветом руководства уходящего лидерам заступающим: «Ни на какие кардинальные перемены идти нельзя, мы, руководители предыдущих поколений, будем внимательно следить за вашими действиями».
Возможностей у Ху Цзиньтао для этого будет по-прежнему много. Во-первых, до марта Ху остается председателем КНР. Во-вторых, что более важно, он по-прежнему будет председателем Центрального военного совета партии – главным органом, осуществляющим непосредственное руководство армией. Которая, кстати говоря, по-прежнему остается подчиненной партии.
Именно так в свое время поступил Цзян Цзэминь – с поста руководителя ЦВС он ушел лишь через несколько лет после ухода с поста генсека ЦК.
В экономической сфере Ху Цзиньтао предложил ускорить процесс трансформации модели экономического развития страны. Под этой трансформацией понимается опора прежде всего на внутренний спрос (главным образом потребительский), на внедрение инноваций и достижений научно-технического прогресса, повышение доходов населения, смычку города и деревни.
Отдельное внимание Ху Цзиньтао уделил проблеме коррупции и «разложения». «Неадекватное разрешение этой проблемы может нанести смертельный вред партии и даже погубить ее и страну. Борьбой с разложением и утверждением неподкупности нужно заниматься всегда и неустанно, набат против разложения и перерождения должен звучать всегда», – подчеркнул генсек.
Не вызывает удивления заметное, по сравнению с предыдущим съездом, ужесточение терминологии и неоднократное упоминание борьбы с разложением. Слишком громким оказался инцидент с бывшим партсекретарем Чунцина и кандидатом на пост в Постоянном комитете Политбюро ЦК КПК Бо Силаем. Обвиненный в коррупции, Бо Силай в настоящее время находится в ведении следственных органов и, видимо, вскоре его осудят серьезно и надолго.
Любой, кто нарушит закон, будет преследоваться в судебном порядке, «вне зависимости от того, кто он и какой властью он обладает, какие посты он занимает», – сказал Ху.
Консервативность и отсутствие сенсаций в докладе, на самом деле, были неизбежны. Согласно устоявшейся политической традиции, доклады представляют собой ритуал. Ритуал, призванный сообщить слушателям, что партия и ее руководство держат ситуацию под контролем и радикализма не будет. Именно в этом смысл – сказать, что резкого поворота (в какую бы то ни было сторону) не произойдет.
Более того, в нынешнем случае задачей Ху Цзиньтао было не подстегивать ожидания делегатов, а, наоборот, умерить их пыл. Рассказать о том, что партия и страна способны развиваться быстро, но необходимости в этом нет. Сейчас главнее – изменить структуру экономики, повысить благосостояние народа, не дергать людей резкими переменами. И в то же время сыграть на руку чувству национальной гордости: мы будем развивать нашу армию и флот, мы способны побеждать, мы способны отстоять свои территории.
По итогам заслушивания речи товарища Ху делегаты разъехались по домам. Столь же организованно, сколь и во время прибытия. Только настроение у них было еще более радостное и воодушевленное.
Кто-то из них делился впечатлениями с многочисленными журналистами. «Как было верно отмечено…», «непоколебимо идти по пути социализма с китайской спецификой…», «развивать систему народной демократии…» – лишь отдельные комментарии, которые выхватывало ухо из многоголосицы бесед журналистов с делегатами.
В ближайшие дни участникам съезда предстоит немало работы. Запланировано, в частности, подробное обсуждение доклада Ху Цзиньтао на заседаниях региональных делегаций. Некоторые из этих обсуждений, кстати, будут открыты для прессы. Делегаты подробно поговорят об итогах работы ЦК 17-го созыва, выскажут свои мнения относительно успешности их деятельности, подумают о том, куда пойдет Китай в ближайшие пять лет.
В один из предстоящих дней состоится заседание, на котором выступит руководство Комиссии по проверке партийной дисциплины. Тема борьбы с разложением получит дальнейшее, уже, вероятно, более предметное развитие. Затем делегаты обсудят и этот доклад.
В последний день съезда – как стало известно накануне, 14 ноября – пройдут выборы нового состава ЦК. Потом состоится первый Пленум ЦК 18-го созыва, на котором и будут избраны новые руководители партии – девять (по другим версиям, семь) членов Постоянного комитета Политбюро ЦК.
Напоследок их обещают официально представить журналистам. Хотя представителям СМИ вряд ли удастся задать им какие-то вопросы. Интрига относительно состава Постоянного комитета пока сохраняется: с большой уверенностью можно говорить о том, что туда войдут Си Цзиньпин (в качестве генсека) и Ли Кэцян (в качестве его заместителя). С меньшей уверенностью говорят как о будущих членах ПК ПБ о Ван Цишане, Лю Юньшане и Ли Юаньчао.
Но, пока гадать рано. Судьба партии и страны сейчас в руках делегатов съезда – по крайне мере по формальным признакам.