Игорь Руденский © Владимир Федоренко / РИА Новости

В понедельник Комитет по экономполитике Госдумы начнет рассматривать поступившие ко второму чтению поправки к законопроекту правительства о Федеральной контрактной системе, рассказал Slon председатель комитета Игорь Руденский. В первом чтении документ был принят в июне, и с того момента депутаты внесли в общей сложности более тысячи поправок. Однако шанс на принятие есть у тех, что были недавно согласованы с правительством и заинтересованными ведомствами (ФАС и Минэкономразвития).
Принятый в первом чтении документ расширяет полномочия заказчиков, поскольку появляется предквалификация участников, а также две стадии конкурса: сначала заказчик проводит консультации с потенциальными исполнителями контракта и уточняет требования к закупке, затем проводит конкурс. Электронные аукционы проводятся только при отсутствии каких-то особых требований к услугам или товарам.
Ко второму чтению стало ясно, что ФАС пошла на уступки в таком принципиальном вопросе, как расторжение договора. Заказчик теперь сможет расторгнуть договор в одностороннем порядке, а у подрядчика будет право опротестовать это в течение 10 дней (ФАС предлагала, чтобы право на расторжение договора имел только контролирующий орган).
Изначально документом предполагалось, что средства, которые были внесены в качестве обеспечения заказа, должны передаваться на счет казначейства. Но ко второму чтению эта норма будет изменена: аккредитованные электронные площадки выберут для этого пять банков.

Еще одна поправка сейчас находится на стадии согласования и касается весьма скользкой темы – гособоронзаказа. Предлагается обязать всех подрядчиков и субподрядчиков держать счета, по которым будут переводиться бюджетные деньги за услугу, в одном банке. Руденский поясняет, что это будет сделано для того, чтобы обеспечить прозрачность заказов и вовремя отслеживать, не отмываются ли деньги.
В единой информационной системе, которую предполагается создать, появится мониторинг цен на услуги и товары, что позволит заказчику адекватно назначать цену, а поставщику – оценить ситуацию на рынке.
В документе ко второму чтению не оказалось важной поправки, в которой описывалось, как будет вестись общественный контроль за системой госзакупок. Многие эксперты в процессе обсуждения законопроекта настаивали на том, что в него должно быть включено обязательство госорганов предоставлять ответы на любые запросы по тендерам. Но в результате оказалось так, что информацию получить кому-то, помимо официальных лиц, будет сложно. То есть запрашивать-то могут сколько угодно, но подробно и добросовестно отвечать ведомства не обязаны.