© ashleyjosephedwards

Если вы собрались делать свой стартап и теперь активно поглощаете специализированные блоги и книжки, вы, наверное, уже давно смирились: часть содержащихся в них советов бескомпромиссно противоречат друг другу, а другие кажутся страшными клише. Не беспокойтесь, это нормально. Ведь одной правильной схемы для построения успешного бизнеса не существует в природе, а истина не тускнеет от повторения. 

По крайней мере, это на своей шкуре уже должны были почувствовать студенты «Стартап-академии». В минувшую субботу в здании, построенном в стилистике футуризма, затерянном посреди пустого поля в нескольких километрах от МКАД, перед ними выступал Джон «Гриз» Дил – серийный предприниматель и человек с собственной страничкой на Wikipedia. В частности, он рассказывал о важности так называемого product requirements document – гигантского документа, в который следует заносить всю информацию о планах по разработке продукта. Как только решили что-то изменить, сразу создавайте новую версию PRD, наставлял Гриз.

Подобная волокита вроде не совсем в духе Кремниевой долины, правда? Но Гриз участвовал в запуске почти десятка стартапов и, наверное, знает, о чем говорит. 

Однако вслед за ним на кафедру поднялся инвестор и предприниматель Вэл Жердес, партнер Innov8 Global Ventures и бывший сотрудник Apple. Знаете, что он сказал о PRD? «Долго и скучно. Вы правда ожидаете, что можно заранее предсказать, как должен выглядеть и работать ваш продукт, затем передать это разработчикам и получить на выходе что-то прекрасное?» Возможно, у Жердеса и нет странички на Wikipedia, но у него не менее достойная репутация, и он тоже знает, о чем говорит.

Что делать начинающему стартаперу? Думать своей головой. Впрочем, одной из немногих безусловных точек соприкосновения Гриза и Жердеса был список вопросов, которые обязан постоянно задавать себе каждый предприниматель. Что представляет собой ваш продукт? Как он работает? На кого он рассчитан? Если вы не можете четко ответить на каждый из них – велик шанс, что после дебюта на рынке окажется, что вы никому не нужны. Опять клише, верно? 

Но подумайте вот о чем. Известно, что девять из десяти стартапов проваливаются (еще одна банальность). Об этой статистике слышал каждый. И тем не менее день за днем в голове у множества людей по всему миру появляется мысль: «Я хочу собственный стартап». И каждый из этих людей абсолютно уверен, что его шансы на успех значительно выше каких-то там жалких 10%. Разве это не безумие? 

Подобная иррациональная уверенность – главная сила, которая движет большинством предпринимателей. Чтобы жить, они должны неправильно оценивать реальность. И банальные советы зачастую – то немногое, что способно вернуть их на землю и тем самым действительно повысить шансы на выживание. Поэтому еще раз: что представляет собой ваш продукт? Как он работает? На кого он рассчитан? 

Вы уверены, что знаете ответ на эти вопросы?