© Flickr.com/Užsienio
Здание Конституционного суда на Ильинке опустело четыре года назад, когда 19 судей со своим аппаратом переехали в Санкт-Петербург. После этого здание уже дважды переходило из рук в руки. Сперва в него заехали сотрудники ФСО, потом – Минздравсоцразвития; последний раз хозяева семиэтажного дома сменились весной этого года, когда на Ильинку переехали сотрудники Министерства труда. При этом заняли они далеко не все помещение Конституционного суда. Сотрудникам московского представительства осталось семиэтажное правое крыло здания (а это, надо сказать, внушительные площади). Когда идешь по его бесчисленным коридорам, создается ощущение, что у судей просто выходной день и в понедельник они все вернутся на работу. На многочисленных дверях до сих пор висят таблички с фамилиями судей и их сотрудников. Но в длинных, темных и пустых коридорах здания лишь изредка можно встретить кого-то из столичной пресс-службы суда или из аппаратчиков.
Некоторые из них до сих пор надеются, что судьи еще вернутся в Москву, ведь далеко не все сотрудники согласились переехать в Северную столицу. Многим из-за переезда вообще пришлось уволиться. Хотя в Санкт-Петербурге целый поселок с личной поликлиникой и гаражом за 870 млн рублей; всем переезжающим были также выплачены компенсации. Переезд 19 судей и аппарата обошелся федеральному бюджету в 5,3 млрд рублей. Но сейчас в пустых кабинетах и коридорах в самом центре Москвы гуляет только ветер. А сами юристы Конституционного суда до сих пор недоумевают, зачем вообще понадобился этот переезд.
Теперь аналогичная судьба ждет сотрудников и 215 судей Верховного и Арбитражного судов. Владимир Путин уже официально объявил их председателям о переезде, который займет два с половиной года. Его стоимость управделами президента Владимир Кожин оценил в 50 млрд рублей. На эти деньги в центре Санкт-Петербурга планируется возвести Дворец правосудия и жилые дома для его сотрудников. Официальная причина переезда, озвученная Путиным, «чисто физическое расширение судов», но «не за счет центра Москвы, а за счет переезда судов в город Санкт-Петербург». Одни говорят о том, что переезд позволит властям обновить кадровый состав верховных судов и их аппаратов, так как далеко не все судьи, особенно в предпенсионном возрасте, согласятся на смену места жительства. Другие объясняют переезд желанием властей развести разные вертикали власти по разным городам, создав сеть столиц – например, в Москве, Петербурге, Сочи и Владивостоке...
Однако помимо столь высоких целей есть и куда более низменные интересы. «Пилить деньги и воровать по-крупному можно только при возведении больших и сложных объектов. То есть необходимо строить целый комплекс зданий. Только в этом случае можно увеличить наценку стоимости зданий на 50 и даже на 60%. Иначе максимальную наценку можно поднять не более чем на 20–30%. А это уже как бы и несерьезные деньги», – делится опытом многолетний кремлевский застройщик Валерий Морозов. Это его компания «Москонверспром» занималась проектированием, реконструкцией и строительством Государственного Кремлевского дворца, 14-го корпуса Московского Кремля, Гостиного Двора, пансионатами «Архангельское» и «Барвиха», «Лесные дали» и «Поляны». Правда, после того как по заявлению Валерия Морозова было возбуждено громкое дело о получении взятки в 15 млн рублей чиновником Управления делами президента Владимиром Лещевским (при строительстве олимпийских объектов в Сочи), Морозову пришлось уехать из страны, а Владимиру Кожину – сменить застройщика.
Так вот, по словам Морозова, сумма расходов получится в случае переезда судов практически неконтролируемой, потому что кроме возведения основного здания суда нужно обеспечивать еще и переезд сотен аппаратчиков, судей и их семей. «50 миллиардов рублей – это запредельная стоимость проекта. Так, на проведение Олимпиады в Лондоне было потрачено около 9 миллиардов фунтов. За эти деньги в столице Великобритании были возведены гостиницы, медиацентры, стадионы, были реконструированы поезда и даже электрички. А у нас за миллиард фунтов будет организовано строительство нескольких объектов для пары тысяч человек», – высчитывает Морозов. При этом он уверен, что Управделами президента не удастся вернуть даже половины затраченных на будущий переезд средств. Тем более если учесть, что совсем недавно здание Верховного суда было отремонтировано: пол застелили мрамором, провели дорогостоящую систему кондиционирования, реконструировали несколько залов для конференций со стеклянным потолком.
Максимальная стоимость зданий обоих судов, выставленных на продажу, вряд ли превысит 15 миллиардов рублей. Вот как рассчитывают стоимость эксперты по недвижимости: квадратный метр в здании на Поварской, 15, где сейчас находится Верховный суд, стоит в диапазоне от $6000 до $8000. То есть максимальная стоимость здания площадью 51 тысяча кв. м не превысит 12 млрд рублей. Цена здания Арбитражного суда в Малом Харитоньевском переулке, 12, по мнению директора по развитию компании «МИЭЛЬ Коммерческая недвижимость» Елены Мишиной, будет ниже – от $5000 до $7000 за квадратный метр. То есть около 5 млрд рублей за весь дом в центре Москвы.
Но не стоит забывать, что перед продажей такие здания еще придется сильно перепрофилировать. Если здание Арбитражного суда можно лишь подвергнуть реконструкции, то со вторым объектом дела обстоят иначе. Верховный суд – это здание старой постройки, износ которого может быть очень сильным. Возможно, его выгоднее будет снести и построить новый объект. Если говорить о возможных покупателях, то, скорее всего, это будут не госструктуры. У них и так переизбыток земельных активов, поэтому приобретать эти здания будут коммерческие компании. «По тендеру и аукциону государственные объекты обычно продаются по привлекательным ценам, зачастую ниже рынка», – добавляет гендиректор риэлторской компании Софья Лебедева.
В этой ситуации столь высокие расходы на переезд судов в Санкт-Петербург трудно назвать хоть как-то оправданными: все мы видели, как тяжело ко второму чтению верстался бюджет. В итоге он получился таким, что вот-вот треснет по швам. В этом самом бюджете так и не нашлось денег на повышение зарплат бюджетников, да что там – нешуточные споры разгорелись из-за каких-то 500 тысяч рублей на один из пунктов в списке расходов по разделу «культура». Зато 50 миллиардов на переезд всего лишь 215 судей государству не жалко. А потом, если и их не хватит (наверное, не надо напоминать пример с саммитом АТЭС?), то придется выделять еще...