Радимир Чачич © Stringer / REUTERS

За последние несколько лет власти Венгрии успели принять достаточно решений, удививших весь Евросоюз, но в этот раз случилось что-то совсем особенное. Суд венгерского областного центра Капошвара приговорил к 11 месяцам тюрьмы действующего вице-премьера правительства Хорватии Радимира Чачича. Судьи пересмотрели решение первой инстанции об условном сроке, заменив его на реальный. Теперь хорватский вице-премьер должен отсидеть в тюрьме в Венгрии 11 месяцев за аварию, в которую он попал около трех лет назад на венгерской автостраде. 

Радимир Чачич, занимающий по совместительству должность министра экономики и вице-премьера в правительстве Хорватии, еще после приговора первой инстанции заявил: он не поддастся требованиям хорватской оппозиции и не покинет свой пост. Он готов подать в отставку только в случае реального срока, что еще неделю назад казалось невозможным. Но теперь условный срок заменили реальным, и Чачич свое слово сдержал: в отставку он уже подал, а через несколько недель должен сесть в тюрьму.

Все началось с серьезного ДТП на автостраде Венгрии в январе 2010 года. Хорватский – тогда еще оппозиционный – политик Чачич со скоростью 150 км/ч (при разрешенной 130 км/ч) врезался в легковую машину. Двое пассажиров в машине погибли.

Чачич не был пьян, превысил скорость всего на 20 км/ч и ехал не быстрее, чем обычные нарушители. Более того, венгерский суд даже признал, что превышение скорости однозначно доказать не удалось. Чачич не пытался уйти от следствия или спрятаться за дипломатической защитой. Он лично присутствовал на процессе, публично сожалел о произошедшем, ранее не был судим. К тому же экспертиза показала: по крайней мере один из погибших пассажиров точно не был пристегнут. Условный срок при таком трагическом, но все же не беспрецедентном ДТП, был бы обычным делом.

Но венгерский суд решил иначе, создав таким образом серьезную проблему правящей в Хорватии коалиции, сформированной 10 месяцев назад, после парламентских выборов. Чачич считался главным союзником хорватского премьера Милановича, который вопреки процессу по ДТП назначил его министром экономики и своим заместителем. Правда, у Милановича не было выбора: без «Народной партии – Либеральные демократы», которую возглавлял Чачич, он не набрал бы в парламенте большинства. К тому же 63-летний Чачич считается опытным экономистом и мог пригодиться впавшей в рецессию экономике Хорватии.

Чем же объясняется суровый приговор суда Венгрии, которая в целом сохраняет со своей бывшей провинцией Хорватией хорошие отношения и активно поддерживает вступление хорватов в ЕС? Восточноевропейские реалии подсказывают, что в таком громком процессе венгерский суд мог принимать во внимание не только правовые, но экономические и дипломатические обстоятельства дела.

Например, конфликт между правительством Хорватии и венгерской нефтяной компанией МОL из-за контроля над хорватской нефтяной компанией INA. Дело в том, что 47% акций INA принадлежит венграм из MOL, которая сейчас имеет определяющее влияние в управлении хорватской компанией. По мнению хорватских следователей, бывший премьер Хорватии Иво Санадер три года назад получил от MOL взятку в 10 млн евро за обещание обеспечить венграм недостающие до мажоритарного пакета акции INA. 

Но обещание свое он сдержать не успел, потому что неожиданно подал в отставку, ушел из политики, а вскоре был арестован и попал под суд по обвинениям в коррупции. Понятно, что процесс над бывшим премьером Санадером угрожает позициям венгров в хорватской INA и делает невозможным дальнейшее расширение их пакета.

Новое правительство Хорватии, пришедшие к власти в начале этого года, готово приватизировать еще 19% акций INA из своих 44% примерно за $2 млрд, чтобы заткнуть дыры в бюджете. Но новые хорватские министры открыто выступают против того, чтобы эти 19% достались венгерской MOL. 

Трудно представить, чтобы неожиданный приговор венгерского суда одному из руководителей Хорватии никак не был связан с главной экономической проблемой в отношениях между двумя странами. Возможно, этот приговор  попытка надавить на хорватские власти, чтобы те сняли с бывшего премьера Санадера коррупционные обвинения, связанные с венгерской MOL: у него без того обвинений достаточно, а влиятельные люди в Венгрии, которые эту взятку давали, могут пострадать. Это по крайней мере объясняет, почему дело Чачича прошло вторую инстанцию со столь необычной для венгерских судов быстротой. Видимо, хотели успеть до вынесения приговора Санадеру. А может, это просто мелкая месть новому хорватскому правительству за то, что оно не продает венграм контрольный пакет INA, не желая принимать во внимание коррупционные обязательства своих предшественников.