© Reuters

Федеральная антимонопольная служба серьезно озаботилась разницей стоимости авиабилетов из расчета на километр пути в сравнении с ценами иностранных перевозчиков. Со следующего года она будет отслеживать цены зарубежных авиакомпаний и авиакомпаний в России и СНГ, еженедельно сравнивая их между собой. Сравнивать планируется маршруты на определенные расстояния, например 500, 1000, 3000 км и так далее.

ФАС использует этот мониторинг для контроля возможных завышений цен и применения штрафных санкций к провинившимся, а пассажирам задуманное дело, по мнению ФАС, даст еще один инструмент для выбора авиакомпании.

Я вижу в этой инициативе определенное рациональное зерно. Более того, считаю действительно необходимым заняться вопросом запредельных цен на перевозки в России, которые у нас в два, а то и в четыре раза больше, чем за рубежом. Но вызывает большие сомнения то, что инициатива подготовлена людьми, которые досконально знают отрасль авиаперевозок и систему ценообразования в ней. Эти недочеты могут погубить полезное начинание.

Например, ФАС не устраивает, что в существующей системе продаж нет механизма, по которому бы в последний день при незагруженном самолете снижались цены на билет. То, что заранее приобретенные билеты дешевле, чем купленные непосредственно перед вылетом, – это мировая практика, изменить которую нереально. Продавая билеты заранее, перевозчик создает себе операционный капитал (и это очень большие деньги). Если это менять, то люди просто перестанут покупать билеты заранее и станут делать это накануне вылета. Авиакомпании на это не пойдут, да и пассажирам будет намного сложнее планировать поездку.

Далее, в антимонопольной службе недовольны тем, что в одном классе обслуживания может применяться множество различных категорий обслуживания и тарифов, и в дальнейшем не исключают возможность ценовой дифференциации на услуги в одном и том же классе. Однако в один самолет могут быть проданы билеты по 30 разным тарифам, но в одном классе обслуживания сервис будет одинаковым для всех, даже для пассажира, который заплатил в 4 раза дороже за этот билет. Для чего нужна разная цена за один и тот же сервис? Так авиакомпании регулируют цены, именно поэтому пассажиры, планирующие поездку заранее, имеют возможность купить билет дешевле. Это технический ход, так как загрузка тарифов в систему дистрибуции – это сложный и дорогой процесс.

Также ФАС полагает, что пассажир уже при приобретении авиабилета должен знать, какое место в самолете за ним закреплено. Но услугу определения и выбора места заранее далеко не все авиакомпании могут предложить просто по техническим причинам. Предварительное бронирование мест делают только крупные компании типа «Аэрофлота» или «Трансаэро», остальные могут предложить выбор места только на стойке регистрации – и это не связано с нежеланием авиаперевозчиков (ведь от этой услуги можно было бы получать дополнительную прибыль).

Кроме того, представители службы связывают существенный рост объемов перевозок пассажиров в СНГ с частичной реализацией антимонопольных мер в авиации на пространстве СНГ. Я сомневаюсь, что это связано с усилиями ФАС и снижением стоимости: цены как раз все эти три года только росли. Причина простая – у людей появились деньги и возможность летать.

В ФАС намерены сравнивать маршруты на четырех рынках: внутри России, между Россией и странами СНГ, из России в дальнее зарубежье и сопоставимые рынки в зарубежных странах, а информацию о ценах на билеты брать непосредственно с сайтов авиакомпаний.

Во-первых, сравнивать нужно сходные по параметрам авиакомпании, нет смысла сравнивать лоу-костера и крупного перевозчика с регулярными рейсами. Во-вторых, чтобы понимать цепочку ценообразования, нужно принимать во внимание и аэропортовые сборы, и цены на авиатопливо, и налогообложение в каждой конкретной стране. В-третьих, данный подход не берет в расчет количество перевозимых пассажиров: стоимость перевозки 150 пассажиров на борту в расчете на пассажира существенно выше, чем если на борту 400 человек. В-четвертых, даже сопоставимые рынки нельзя сравнивать друг с другом без большого количества натяжек и предположений.

Авиаперевозки в России – крайне сложный бизнес. На цену авиабилета могут влиять и ценовые сговоры, и высокие цены на наземное обслуживание, и высокие таможенные пошлины на импортные самолеты, и огромная цепочка необходимых согласований, где может присутствовать коррупционная составляющая, и многое другое, в том числе НДС, который европейские авиаперевозчики не платят. Сомнительно, чтобы авиакомпании даже при всем желании могли выбросить из цены билета абсолютно все эти составляющие и сохранить свой бизнес.