© themisplacedm.com
Мировой рынок MOOC – massive open online course – сформировался быстро и столь же быстро набрал солидный массив образовательного контента, приблизив студентов из разных стран к курсам ведущих университетов и записанным на видео лекциям. На слуху порталы Стэнфорда и MIT, Udacity, edX, 2tor и другие.
Но дальше всех пошел проект Coursera – пожалуй, именно его можно назвать образовательным стартапом года. Coursera основан двумя профессорами из Стэнфорда, Эндрью Нг и Даффной Коллер, в этом январе. Обычно они за семестр работают с четырьмя сотнями студентов. Этот год стал для профессора Нг исключением – на его онлайн-курс по Machine Learning записалось порядка 100 тысяч студентов. К слову, обычными методами их пришлось бы учить примерно 250 лет.
Сейчас в базе сервиса более 200 курсов самых разных специальностей – от дизайна и истории до медицины и астрономии. Провайдеры контента – лучшие университеты, подписаны соглашения с 33 учреждениями, среди которых есть и родной для основателей Стэнфорд, и Принстон, и California Institute of Technology, а также Duke University, The Georgia Institute of Technology, Johns Hopkins University плюс зарубежные партнеры – University of Edinburgh in Scotland, The University of Toronto, EPF Lausanne. Студентов же больше всего пока из США, Великобритании, Индии, России и Бразилии. Помимо просто онлайн-лекций Coursera привносит элемент интерактивности в процесс обучения – студенты получают задания, проходят промежуточные тесты, помогают другим студентам, могут задавать вопросы по теме лекции своим товарищам на форумах.
Как образовательная модель сайт Coursera уже выстрелил, как коммерческий проект – нет. Создатели сайта позиционируют себя как социальные предприниматели, хотя это и не помешало им привлечь инвестиции от венчурных фондов (в том числе и от KPCB) на общую сумму в $22 млн. Но что же с монетизацией? Пока абсолютно ничего, хотя пути коммерческого развития уже понятны.
Летом был опубликован один из вариантов договора между Coursera и University of Michigan. Из него понятно, какие бизнес-модели уже рассматривают создатели стартапа.
Во-первых, сертификация: студент будет платить учебному заведению, которое выпускает сертификат об окончании курса, а Coursera делает доступной успеваемость студента в проверяемом формате.
Во-вторых, за отдельную плату Coursera может предложить тестирование и верификацию студента в специальных центрах. Первые шаги в этом направлении уже предпринял, например, проект Udacity, заключив соглашение с международным лидером на рынке образовательных услуг – Pearson. По этому соглашению студенты смогут сдавать экзамены в центрах Pearson по всему миру, заплатив за это $89.
Третий вариант – репетиторство и индивидуальный подход: за определенную плату специалисты проекта окажут студенту особое внимание и репетиторские услуги.
В-четвертых, рассматривается банальное спонсорство: ненавязчивая реклама от компаний, спонсирующих конкретные курсы или конкретных лекторов.
Пока ни университеты не платят Coursera, ни Coursera не платит ничего университетам, хотя обе стороны несут крупные расходы. Однако в соглашениях с образовательными учреждениями есть пункт, по которому в случае появления положительного денежного потока сервис будет делиться деньгами с университетом. Один из вариантов: компания будет платить университету 6–15% (в зависимости от продолжительности жизни курса) от валового дохода и 20% от валовой прибыли. Университет же далее сам будет ответственен за вознаграждение преподавателей.
Ведущие университеты к сотрудничеству с онлайн-стартапами, очевидно, готовы, будучи заинтересованными в таких моделях распространения знаний. Это позволяет расширить круг студентов за счет тех, кто пока не может выложить $40 тысяч за год в Гарварде, но готов потратить несколько десятков долларов для получения сертификата о прохождении того или иного курса.