© Fliclr.com/Getrandy

На прошлой неделе стартап по печати изображений на футболках и кружках Printio привлек $700 тысяч инвестиций. Наверняка теперь события будут развиваться так: первым делом начинающие предприниматели займутся обустройством нового офиса. Чтобы он был чуть меньше, чем у «Яндекса», но намного концептуальнее. Рубрика «Офис недели» на The-Village будет просмотрена до дыр. Затем стартаперы озаботятся свежими фруктами и натуральными соками на рабочем месте. И наконец, придется нанять новых людей – кто-то же должен менеджерить доставку фруктов, соков и вообще заниматься корпоративной культурой. Но инвесторы захотят возврата денег. Как отбить $700 тысяч на продаже футболок и кружек через интернет, а потом еще показать прибыль? Но об этом лучше думать в новом концептуальном офисе. 

Два года назад я и Олег Парпуц получили первые инвестиции – $50 тысяч. На эти деньги мы должны были собрать лабораторную установку и доказать, что новая технология по производству бензина работает. Ни лаборатории, ни оборудования, ни сырья, ни офиса у нас не было. Не проблема. Первый офис мы сняли за 11 тысяч рублей в месяц. Причем удалось договориться купить рабочие столы в счет арендной платы. У меня сохранился блокнотик с записями того времени. На одном из листков такая запись: 

Купить офисное оборудование: 

1. Стол письменный 2 шт.

2. Мусорная корзина. 

3. Шредер.

4. Доска маркерная. 

5. Набор маркеров. 

6. Красные ручки 4 шт.

7. Синие ручки 4 шт.

8. Лоток для бумаги. 

Поверх этого списка жирной линией вычеркнуты позиции 3, 4 и 5. Так я резал косты, безжалостно отказываясь от маркеров.

Тогда же удалось договориться о бесплатной лаборатории. Только эта лаборатория не отапливалась, а питерская зима уже начиналась. По очереди с другим кофаундером мы в фуфайках по 6–8 часов дежурили около лабораторной установки – надо было проводить эксперименты. Сейчас в лабораторно-исследовательский комплекс RRT Global проинвестировано несколько миллионов долларов. И эти затраты окупаются с лихвой. 

Иногда я оказываюсь на мероприятиях, где стартаперы презентуют инвесторам свои проекты. Причем это не IT-проекты, а инженерно-технологические истории. Минимальный чек первоначальных инвестиций – 3 млн долларов. Просить меньше считается просто неприличным. И вот стоят на сцене типичный аспирант и пожилой профессор, показывают презентацию, над которой мучительно работали два месяца, и просят 3 млн долларов. А кроме презентации у них ничего нет. Попросите лучше $50–100 тысяч на создание прототипа, а потом придите с ним за следующими инвестициями в $300–500 тысяч. И лучше потратьте время на работу над прототипом, а не на создание образцовой презентации. 

Технологический стартап требует сразу больших инвестиций – это миф. В 1977 году химик-энтузиаст из Техаса Ларри Смит задумал совершить революцию в области нефтепереработки. Он спустился в прачечную на цокольном этаже своего дома и начал собирать лабораторную установку для доказательства новой технологии. Его жене быстро надоели эксперименты в хозяйственном помещении, и Ларри выгнали из дома вместе с химическим оборудованием. Следующие три месяца Ларри Смит доделывал лабораторную установку в придорожном мотеле. Сейчас его компания CDTECH – это миллиардная корпорация с глобальным охватом. А начиналось все в прачечной. 

Большие деньги на старте расхолаживают команду. Внушительные инвестиции – это подушка безопасности, которая страхует от рисков. Такая подушка успокаивает и тормозит команду – пропадает необходимость бежать вперед сломя голову. А этот навык очень нужен в бизнесе. 

Компания CDTECH – наш конкурент, и Ларри Смит умеет бежать вперед сломя голову. Поэтому нам не остается ничего другого, как бежать еще быстрее. Хорошо, что этому навыку мы научились на старте.