© picstopin.com

Российский предприниматель Алишер Усманов оказался интернет-инвестором, с одной стороны, самобытным, с другой – вполне типичным. Более того – мейнстримовым, зрящим в самый корень. Он инвестирует как в родной, локальный рынок, так и в глобальные интернет-компании. Параллельно он вложился в китайских гигантов электронной торговли Alibaba Group и 360buy Jingdong, а теперь, как выяснилось вчера, решил вообще сконцентрироваться на китайском рынке. Из трех магистральных инвестиционных направлений – внутреннее, локальное («ВКонтакте» предприниматель вообще готов продать), глобально-американское (Facebook разочаровывает после IPO, а рынок в целом критически переоценен) и китайское – Усманов уверенно выбирает последнее, чуть ли не первым своим личным примером показывая, что все прогнозы о восточном интернет-буме сбываются.

Автор книги «Red Wired: China's Internet Revolution» Шэрман Со еще 3 года назад в рамках предложенной им периодизации развития китайской интернет-экономики предсказывал, что на 2013–2015 годы придется второй этап инвестиционного бума: крупные инвесторы в технологический сектор начнут активно переориентировать свои интересы и капиталы с Запада на Восток. Первый этап, который Со определил как «зондирование плодородной китайской почвы», заканчивается. У любого приличного инвестора, частного или институционального, со стратегическими интересами в интернет-отрасли, уже есть активы в Китае. Теперь время экспериментов закончилось, Китай становится главной точкой роста.
Китайский бум уже подтверждается и цифрами. За несколько дней до того, как стала известно о новой стратегии предпринимателя, один из ключевых объектов усмановских инвестиций, холдинг Alibaba Group, огласил финансовые результаты за 2012 год. Электронные магазины компании продали товаров на $157 млрд, что уже превосходит продажи Amazon и eBay вместе взятых. По свежим расчетам Euromonitor, торговая площадка Tmall, флагман империи Alibaba Group, к 2015 году догонит по выручке Amazon и станет крупнейшим интернет-ритейлером в мире. А к 2017 году, по прогнозам, общий торговый оборот Alibaba должен достигнуть $471 млрд, превысив текущие обороты Wal-Mart ($444 млрд). 

Усманов и его команда хорошо чувствуют конъюнктуру. По прогнозу Boston Consulting Group, географическая переориентация капиталов не станет эпизодическим явлением, а перерастет в новый тренд. Самое интересное, как он скажется на структуре и качестве рынка высоких технологий в ближайшие 5–10 лет. 
Американский инвестиционный бум сформировал особый стиль и особое содержание хай-тек-стартапов. Во-первых, самыми капиталоемкими в интернет-сегменте остаются коммуникационные и социальные проекты (социальные, социально-геолокационные, торгово-социальные и так далее) – это мейнстрим, не только венчурный и технологический, но и медийный, такие проекты у всех на слуху. Во-вторых, эти проекты в большинстве своем нацелены на IPO – на это рассчитывают и создатели, и инвесторы. Во многом подготовка к IPO и его проведение обуславливают действия компаний на рынке и многие менеджерские решения, в том числе стратегические.
Китайский бизнес копирует все на свете, и социальные сервисы ему совсем не чужды. Но при всем многообразии и самодостаточности местного рынка социальных сетей в этой стране больше верят в реальные физические продажи, чем в таргетинг, виртуальные товары и рекламу. Китайцы уже покупают в интернете много, а будут, по уже приведенным прогнозам Euromonitor, еще больше. И если в США до насыщения рукой подать, то китайский онлайн-ритейл может с рекордными темпами расти еще 10–15 лет. 
«Торговля – это и есть наша социальная сеть», – говорит основатель Alibaba Group Джек Ма и подтверждает эти слова делами. Онлайн-аукцион Tmall с его миллионами мелких торговцев, которые используют сервис как удобный интерфейс для реализации товара, по сути – гигантский социальный эксперимент по формированию массового предпринимательского сообщества. Facebook только учится продавать товары внутри сети. А Tmall уже научился создавать сообщества вокруг товаров и каталогов, соединяя розничный и социальный каналы. 
И IPO китайцы, конечно, не игнорируют, но относятся к публичным размещениям куда спокойнее. Джек Ма откладывает IPO по разным причинам уже несколько лет. В феврале этого года на фоне переговоров с американским сервисом Yahoo о продаже акций китайской компании Ма заявил, что до IPO Alibaba Group должно пройти еще несколько лет. ««Несколько лет» из уст хитрого Ма переводятся на обычный язык как «возможно, никогда»», – комментировали заявление американские аналитики. И это несмотря на то, что проведя IPO в этом году, Alibaba могла бы рассчитывать на оценку в не менее чем в $60 млрд, а при публичном размещении в 2013 году – в $78 млрд. При этом Yahoo, оставляя в своем распоряжении 10% Alibaba, рассчитывает на потенциальную премию от выхода китайской империи на биржу и давно оказывает в связи с этим давление на топ-менеджмент в Ханчжоу. Но Ма неприступен: не надо суеты, мы никуда не торопимся. При всей яркости, динамике и разнообразии китайского интернета, в своей бизнес-основе он куда более консервативен, чем интернет западный. 
Теперь, учитывая новый тренд, китайский подход может повлиять и на сложившиеся практики западного рынка. Возможно, первопроходец Усманов как восточный человек лучше понимает восточного же и опытного Ма, чем юных и горячих стартаперов из Кремниевоей долины с их неудержимой биржевой лихорадкой. На языке бизнеса это означает, что придумать новый формат интернет-торговли уже скоро будет круче, чем показать миру очередную инновационную социальную сеть. А на язык брендов это можно перевести так: Amazon и Ozon – это круче, чем Facebook и «ВКонтакте».