© soundcolourvibration.com

Мы живем в такое время, когда необычное становится привычным так быстро, что мы даже не замечаем изменений. Совсем недавно (по историческим меркам) в нашу жизнь пришел сотовый телефон 

 но вот уже телефон мыслится лишь как компонент стремительно растущего рынка смартфонов. Столь же быстро сменяют друг друга и наши пристрастия и привычки. Потребность быть «включенным в сеть» уже по насущности вполне сопоставима с чувством голода. Желание производить, делиться и транслировать контент 

 уже норма и важная составная часть жизненного хабитуса.

Электронная среда меняет традиционную среду жизни, и у этой трансформации мощнейший потенциал. К чему же все движется?

Кастомизация реальности

Первое, что открылось с появлением интернета, соцсетей и самой новой среды,  мир оказался до чрезвычайности пластичным. Традиционная реальность крайне упруга: ты должен приложить достаточно много усилий, чтобы изменить условия, будь то среда обитания или круг общения. Да и сделав это, ты что-то находишь, но что-то и теряешь. А главное, мир вокруг человека совершенно им не управляем, adopt or die, как стало модно говорить в интернетах,  мир не твое детище. 
Однако стоило появиться виртуальной среде, как выяснилось, что «миры» можно крайне гибко тюнинговать. Все началось с «круга общения». Раньше этот круг определялся местом жизни, работы, учебы, ну или, если повезет,  хобби или иным специальным местом, где «все свои». Сейчас же любой может достаточно просто сформировать круг общения, скомпоновав его из тех, кто разделяет (или наоборот) те или иные ценности, убеждения, интересы и так далее. Масштаб кастомизации нарастает. Ты можешь иметь ровно такое количество противников своей позиции, с каким тебе нравится спорить (ведь потребность есть не только в согласии, но и в конфликте). 
Работает и совершенно новый эффект: раньше чтобы включить кого-либо в круг общения, ты должен был знать человека. Или иметь рекомендацию. Или распознать его принадлежность к тому или иному сообществу по особым маркерам (например, по характерному стилю одежды или общения). Чтобы искать людей «своего круга», надо было следовать определенной системе сигналов  в одежде, в поведении и тому подобном. Люди выработали в своей культуре сложные знаковые системы (например, обручальные кольца, ритуалы приветствия и прощания, особые сленги), чтобы обозначить тип своего запроса к окружению. Сейчас же все стало до удивления просто: ты прописываешь статус в соцсети, выбираешь круг интересов – и круг потенциальных контактов начинает измеряться миллионами. Раньше ты или следовал норме, или агрессивно ей противопоставлялся  сейчас ты и есть норма.

С момента, когда практически непрерывная включенность в процесс интернет-общения стала нормой, объем коммуникаций через этот новый канал с его новыми правилами уже стал сопоставим с самой реальностью. А дальше – начинается переворот.


Точнее, он уже идет: кроме общих интересов, через сетевые коммуникации стали делаться покупки, вестись профессиональные контакты, рабочие взаимоотношения, ну и практически весь фан-контент. Осталось включить в сетевые форматы общественные отношения, образование, политику (а начало этого мы уже все наблюдаем на Болотной, в «арабской весне» и других процессах)  и эрозия традиционных правил и способов организации превращается в их уничтожение. 
Виртуальные общности  коммьюнити людей, наиболее близких в ценностях и убеждениях, предпочтениях и желаниях, становятся уже  а дальше больше  более целостными и крепкими, чем привычные сообщества по месту жительства и работы. Мир стремительно становится сетью: Кремниевая долина  не просто географическая территория, это «мегахаб», куда стягиваются финансовые, информационные и все остальные потоки от тех, кто включен в сеть. Таких «хабов» много, и их пересечение с картой государств все больше становится условностью. 

Эмоциональные интерфейсы 

Но все описанное выше  в общем, начало. Дело в том, что вербальное по преимуществу общение в сети (текст, голос)  все же далеко не самый основной канал для человека. Запахи, ощущения объема и перемещения в пространстве, расстояние (личное пространство)  все еще вне сети. Но это ненадолго. 
Все начинается с «котиков». Как все знают, котики  едва ли не основной контент социальных сетей. А также остальные картинки и комиксы, демотиваторы и многое другое  где информация передается напрямую к нашим эмоциональным центрам. А за счет скорости и постоянного онлайна возникают эпидемии «няшности» или иных эмоций: все репостят и ретвитят картинки, другие символы и продукты, ввергающие все сообщество в одну эмоциональную волну. Сейчас средняя скорость такой волны (когда свежая картинка, мем или иной носитель чистых эмоций становится «баяном») – день-два. Но это не предел  это начало переворота. 

Что нас ожидает. Достаточно активно, если не сказать больше, ведутся разработки в области создания имплантатов и гаджетов, предназначенных для осуществления прямой трансляции ощущений.


Самое известное направление  6D-кинематограф, в котором, кроме картинки, мы чувствуем движение и запахи, ощущаем прикосновения и среду (влагу или тепло). Но разработки идут и дальше, к созданию имплантатов, прямо стимулирующих определенные чувства и эмоции. Старое изобретение с использованием инфразвука, вызывающего тревогу,  бледная тень возможностей, которые открывают новейшие технологии прямого воздействия на ощущения. 

Дело даже не только в имплантатах (о которых чуть позже), сам по себе гибко управляемый поток интерактивной информации позволяет создать системы контроля эмоций и чувств такого уровня, который раньше был доступен только талантливым гипнотизерам. Пока мы видим лишь обрывки этих систем (эмоциональные интерфейсы, интерактивные инсталляции и тому подобное), но эта тема стремительно развивается. 

Что она породит в итоге? 

Прямое сопереживание и объединение эмоций. Вы сейчас читаете блог друга, который покорил горную вершину, а завтра вы будете ощущать его эмоции и сопереживать всем драматическим моментам восхождения. Вы радуетесь за малыша своей подруги  завтра вы будете ощущать полный прилив материнских чувств, который присущ такому прекрасному событию. Вы смотрите за драматичными событиями по отснятому видеоролику, но вместо сопереживания вы переживаете и полный спектр страха, радости и отчаяния. И все это  одновременно с тысячами, а для самых знаменательных событий  миллионами и миллиардами людей. Немного пугающе, но неизбежно.

Виртуальные миры 

Что еще? спросите. Ну, по-хорошему, это была разминка. 
Кастомизация мира и общие эмоции  только пролог к миру качественно новой связности. Километры, социальные барьеры, даже время  условности, как выясняется. Вам больше нравится мир дикой природы, стихий и первобытной магии или космос с его необъятными просторами и полной свободой? Вам больше не надо читать об этом книги. Вы можете начать в этом жить, и уже сейчас. Это (уже) привычные всем виртуальные миры многопользовательских игр (MMORPG).

Игры? При чем тут они? Ну, заметим, однако, что современные MMORPG уже давно и успешно пытаются стереть грань между игрой и реальной жизнью. В играх люди не просто проводят массу времени, переживают все нюансы дружбы, вражды, достижения результатов и краха надежд. Они подчас уже успешно зарабатывают. Параллельно с глобальным потоком денег и товаров между Китаем и остальным миром пристроился пока небольшой (всего каких-то несколько миллиардов) поток конвертированных в реальные виртуальных денег. Китайцы продают свое время тем, у кого оно стоит существенно дороже и кто предпочитает получить виртуальный айтем за доллары, а не за часы. Это пока ходьба вслепую по огромному новому миру, который будет стремительно заселяться. 

А теперь добавим имплантаты. Посмотрите ролики, посвященные установке слуховых имплантатов глухим от рождения людям. Огромная волна эмоций от целого нового мира ощущений просто сминает людей. А на подходе имплантаты, позволяющие видеть слепым. Причем оказалось, что мозг человека легко обрабатывает кажущиеся непривычными вещи, например зум: мозг не просто адаптирует картинку к расстоянию, он способен воспринимать изображение, если оно вдруг полностью заполнит его поле зрения. Первое время имплантаты, несомненно, будут восприниматься как медицинский прибор. Но как быстро простой хорошо видящий человек вдруг захочет иметь непрерывную включенность видимого мира в сеть, а значит, и в его виртуальные возможности?

Смотреть на человека и сразу видеть всю доступную информацию о нем. Рассматривать товар и видеть все указания на его отличительные свойства. Идти по городу с непрерывной навигацией и указанием всех актуальных и интересных мест.


Видеть легкую подсветку всех друзей, оказавшихся в многолюдном заведении, и такую же подсветку над теми, от кого хочется держаться подальше. 

Я думаю, что это все распробуют очень скоро. Непрерывная подключенность в сеть через имплантат (а не гаджет), прямая трансляция в органы чувств всего массива информации, коллективно накопленной в сети, в общем, возможность полностью перепутать виртуальный мир с настоящим и жить в их комбинации, которая симпатична или удобна, иметь прямой и моментальный доступ к нужной информации еще быстрее, чем это позволяет делать Google (а с доведением до ума автопереводчиков  еще и без языковых границ), все это какое-то новое человечество. Какой-то новый мир. Непонятно, насколько разумный и хороший, но совершенно новый.
И если кто-то думает, что этого надо ждать пару тысяч лет, пусть выключит свой компьютер или планшет, с которого читает эту статью, отключит телефон, выйдет на улицу и попробует посидеть на лавочке хотя бы пару-тройку часов в полном одиночестве. А потом  сделает выводы.