«Стартап-академия» бизнес-школы «Сколково» на две недели полным составом переместилась в самое сердце Кремниевой долины – городок Пало-Альто. Здесь, в тихой обстановке ухоженных газонов, буйной хвойной растительности и благополучных калифорнийских коттеджей, скрываются офисы ведущих американских технологических компаний  от Facebook до Tesla Motors.

На второй день поездки, еще толком не смирившись с колоссальным джетлагом и не привыкнув к тихоокеанскому климату, студенты академии отправились в штаб-квартиру Evernote. 

Обычно люди ждут от Кремниевой долины если не летающих автомобилей, то хотя бы минимальных доказательств, что они находятся в эпицентре технологического развития нашей планеты. «Здесь все происходит очень быстро. Здесь особый темп жизни»,  постоянно твердят тебе. Поэтому последнее, чего ты ожидаешь  это белки, прыгающие по деревьям в атмосфере всепоглощающей размеренности, свойственной каким-нибудь амстердамским пригородам. И тем не менее вот прямо перед тобой кампусы Google и Apple, совместная капитализация которых приближается к триллиону долларов.

Evernote до таких цифр пока далеко, наверное, поэтому далеко не все студенты «Стартап-академии» достаточно хорошо представляли, куда попали. А между тем дела у сервиса онлайн-заметок идут очень неплохо. Недавно Evernote закрыла очередной финансовый раунд в $85 млн. 

По данным Techcrunch, инвесторы оценили стартап в $2 млрд. Хороший результат для компании, которая всего лишь четыре года назад выпустила первую версию продукта. 

Evernote основана россиянином Степаном Пачиковым с целью создания «компьютерной памяти» для человечества. В компании работает много людей, так или иначе связанных с Россией, и даже нынешний CEO Фил Либин говорит по-русски, хоть в письменной речи и предпочитает английский.

Недавно завершилась трансформация Evernote из просто горячего стартапа в компанию, которая начинает всерьез подумывать об IPO. И Evernote переехал из бывшего офиса в Маунтин-Вью в большое и аккуратное пятиэтажное здание в Редвуд Сити.

Необходимость выдерживать конкуренцию в борьбе за квалифицированных работников с другими компаниями Кремниевой долины определяет обстановку штаб-квартиры Evernote. Здесь есть тренажерный зал, душевые кабинки, удобные кухни с мягкими диванами и пуфиками, а также бесконечное количество переговорок с разнообразными гиковскими названиями вроде Area-51 и Asteroids. Короче говоря, стандартный набор вещей, благодаря которому современные технологические компании традиционно занимают верхние строчки рейтингов «идеальных работодателей».

В Evernote, очевидно, обожают свой логотип  слона на зеленом фоне. Гигантское млекопитающее встречается в коридорах офиса в самых бесконечных итерациях  от висящей на стене головы из картона до фломастерных скетчей на стенах. 
На студентов «Стартап-академии» весь этот антураж, вполне традиционный для американских IT-компаний, произвел сильное впечатление. Ведь далеко не все студенты связаны с интернет-бизнесом  многие привыкли работать в России в фирмах с куда более консервативной корпоративной культурой. Некоторые даже сказали, что в их бизнесе такая расхлябанность бы повредила  на российском рынке b2b, например, от сотрудников прежде всего требуется не креативность, а умение быстро и четко отвечать на запросы клиентов. И пуфики со слонами тут будут только отвлекать от дела.
Во время нашего визита в Evernote праздновали официальный запуск Evernote Business  версии сервиса для малого и среднего бизнеса. У запуска был строгий дедлайн: генеральный директор Evernote Фил Либин должен был объявить в этот день о старте сервиса в ходе своего выступления на конференции LeWeb в Париже. 

Вероятно, тестирование продукта затянулось до поздней ночи. Поэтому праздником происходящее можно было назвать с большой натяжкой. Около тридцати человек неспешно переминались с ноги на ногу и пили апельсиновый сок.

Очевидно, бурный рост дается компании ценой немалых жертв. С самого начала Evernote поставила себе цель сделать сервис доступным практически со всех возможных устройств  пришлось параллельно разрабатывать клиенты для настольных компьютеров, планшетов и смартфонов, которые могли бы работать в разных операционных системах. При этом почти сразу компания начала и международную экспансию (в этом году была даже запущена специальная китайская версия сервиса). 

Милая девушка Джулия из отдела стратегического партнерства рассказала студентам «Стартап-академии», что штат Evernote сейчас насчитывает около 300 человек. Компания не успевает нанимать новых людей, чтобы поспевать за ростом пользовательской базы сервиса, которая каждый месяц пополняется на 1 млн человек. В таких условиях крайне важно сохранить гибкость корпоративной структуры. Для этого в Evernote стараются минимизировать количество начальников, предоставляя сотрудникам как можно больше свободы и самостоятельности (еще одно правило, которое в суровых российских условиях кому-то может показаться разрушительным).

Джулия сказала, что в Evernote принципиально не тратят деньги на рекламу и маркетинг, рассчитывая исключительно на сарафанное радио. А все свободные средства компания предпочитает направлять на развитие сервиса. Строго говоря, главный инструмент продвижения  собственный блог компании, где не только простые пользователи рассказывают об опыте использования сервиса. Там же документируется и вся внутренняя кухня Evernote (Фили Либин периодически рассказывает о происходящем в стартапе в жанре неформальной беседы в подкасте компании). Принцип тут такой: чтобы пользователи доверяли Evernote свою персональную информацию, Evernote должен доверять пользователям свою.
Судя по всему, подход себя оправдывает: сейчас у компании 45 млн зарегистрированных пользователей, более 1,5 млн из них приобрели себе премиальные аккаунты, которые стоят $45 в год. Грубые подсчеты в блокноте подсказывают, что выручка Evernote таким образом уже в этом году может легко перевалить за отметку в $60 млн. При этом один из главных расчетов основателей компании основывается на том, что со временем человек накопит так много информации в Evernote, что он уже просто не сможет с ним расстаться  и база пользователей будет расти. Очевидно, эти надежды разделяют и инвесторы.

Фил Либин любит повторять, что у основателей Evernote нет «exit strategy» в привычном для нынешних стартаперов смысле слова, то есть бизнес не строится на продажу крупному игроку вроде Google или Facebook (хотя IPO, кажется, вполне вариант). В Evernote хотят построить компанию, которая просуществует более 100 лет. Возможно ли это? В это сложно поверить, зная, какими темпами развиваются события в Кремниевой долине. Но когда ты выходишь из офиса на улицу, видишь прыгающих по деревьям белок и залитые солнцем парки, понимаешь источник таких желаний.